Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Ветров Максим

«Чему учились и где пригодились?»

Совпадает ли «текущая» профессия специалиста с той, что записана в его дипломе? С этого вопроса началось исследование, предпринятое Центром трудовых исследований Высшей школы экономики

Как показывают исследования, проблема осознанного выбора профессии шире, чем устаревшие модели профориентации в школе. Получив диплом вуза или среднего специального учебного заведения, очень многие молодые специалисты строят свою трудовую траекторию совершенно не в той области, в которой получали образование.
И происходит это не оттого, что у человека появляются новые профессиональные цели, а потому, что рамки профессий слишком узки и не соответствуют реальным условиям рынка труда.

Выпусники вузов

Базой исследовательского анализа по­служили данные Росстата о занятости населения (выборка  – 270 тыс. человек от 15 до 72 лет). Материалы исследования были сведены в доклад «Чему учились и где пригодились?», который представили журналистам директор ЦеТИ Владимир Гимпельсон и его заместитель Ростислав Капелюшников.
Выяснилось, что доля работающих по специальности среди выпускников вузов  – примерно 48%.
Наибольшей «верностью диплому» отличаются медики (76%), компьютерщики (72%), юристы (62%), преподаватели средней школы (48%).
Напротив, среди получивших диплом инженера лишь 40% сохранили верность кульману и ватману. А среди дипломированных агрономов остался в профессии только каждый пятый (22%).
В среднем каждый четвертый выпускник вуза занимается работой, не требующей высшего образования: от торговли и сферы обслуживания до рабочих профессий.
Кроме того, миграция специалистов на рынке труда имеет социальный и гендерный характер. Мужчины значительно чаще женщин поднимаются вверх по карьерной лестнице, занимая посты руководителей (23% против 11%), но одновременно и чаще опускаются «вниз», на должности, где их диплом не нужен (27% против 22%).
Если выпускник вуза живет в городе, это дает ему дополнительные возможности: как говорят ученые, «активизируются все виды постдипломной мобильности, кроме резкого движения вниз». Некоторое исключение из этого правила – Москва и Санкт-Петербург: здесь «хранят верность профессии» 60% выпусников вузов (напомним, что в среднем по стране этот показатель – 48%).

Выпускники техникумов

Что же происходит на рынке труда с выпускниками техникумов?
Среди них доля работающих по полученной специальности – около 30%, то есть на 20% меньше, чем среди выпускников вузов.
При этом внутри структуры профессий тенденции одинаковые: медики предпочитают не менять работу (80%), инженеры трудоустраиваются не по специальности.
Чаще всего карьерное движение выпускников ссузов связано со снижением профессионального статуса. Общий показатель здесь составляет 50,5%, причем «скатываются вниз» 57% администраторов и управленцев, 62% торгово-коммерческого персонала и примерно две трети обладателей технических дипломов.
Около 30% выпускников техникумов становятся рабочими, причем в половине случаев – средней и низкой квалификации.
Существенными оказываются и гендерные различия. Трудятся по специальности 41% женщин, а среди мужчин этот показатель не превышает 17%.
Женщины с дипломами ссузов реже, по сравнению с мужчинами, становятся руководителями, но зато представители сильного пола значительно чаще перемещаются вниз по социальной лестнице (64% против 41%). Эту разницу ученые объясняют тем, что мужчины в массовом порядке становятся рабочими, что нетипично для женщин.
Закономерный результат...
Из исследования, проведенного учеными ГУ-ВШЭ, напрашивается ряд неутешительных выводов.
Во-первых, подтверждаются данные экспертов: структура профессионального образования не соответствует запросам рынка труда, а среднее профобразование не востребовано в принципе.
Во-вторых, оказываются под вопросом официальные данные: российская экономика страдает от недостатка инженеров, а вот юристов и экономистов переизбыток.
Исследование показывает, что при прочих равных условиях обладатели инженерных дипломов гораздо чаще трудятся на рабочих местах, где не требуется высшее образование, чем обладатели дипломов по экономике и праву.
Этот результат сохраняется для всех возрастов. И, по мнению Владимира Гимпельсона, является закономерным, поскольку система образования сориентирована на нужды промышленности, в то время как производство сокращается.
«Усиливающаяся асимметрия между растущим предложением труда инженеров и падающим спросом на их услуги стимулировала массовую профессиональную мобильность «технарей», в том числе и вниз», – убеждены ученые.

Профессиональные рамки слишком узки

Падает и качество профессионального образования, которое перестает быть социальным лифтом.
По словам Ростислава Капелюшникова, «некоторые российские вузы дают образование на уровне техникумов, а значительная часть ссузов фактически функционирует как ПТУ, поскольку огромная масса их выпускников пополняет ряды рабочих, в том числе низкой квалификации».
Несоответствие работы полученному уровню образования и специальности «по диплому» (по-английски – «mismatch») характерно и для зарубежных стран, но там это явление не достигает столь катастрофических масштабов.
Например, в США и Швеции mismatch колеблется в пределах 20–30%, то есть показатель вдвое-втрое ниже, чем у нас.
Одна из причин – слишком дробный перечень специальностей в системе российского образования.
«Чем у?же образовательные специальности, тем меньше шансов у их обладателей попасть в «десятку» быстро меняющегося спроса», – утверждают исследователи из ГУ-ВШЭ.
Каков выход из создавшейся ситуации? Эксперты утверждают, что нужно формировать у студентов такой набор компетенций, который бы максимально облегчал профессиональную адаптацию внутри широкого спектра занятий на протяжении всей трудовой жизни. Таким образом, возрастает потребность в системе дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров.

Интерпретировать можно по-разному

Директор Института развития образования Ирина Абанкина отметила, что представленное исследование «опрокидывает традиционные представления, заставляя выстраивать нетривиальный сценарий», и «с момента опубликования результатов этой работы становится невозможно вести себя так, как будто бы его не было».
В то же время участники дискуссии говорили о том, что важно избегать упрощенной интерпретации полученных данных.
«Я не исключаю, что найдутся горячие головы, которые предложат прекратить прием в технические и сельскохозйственные вузы по той причине, что инженеры и агрономы не работают по специальности»,  – сказал Виктор Болотов.
Также, по общему мнению, верность медиков полученной специальности не стоит расценивать как свидетельство благополучной ситуации в сфере здравоохранения, поскольку большинство работающих в этой отрасли – женщины, наиболее склонные к профессиональной «оседлости».
Руководитель департамента Мин­обрнауки Евгений Князев крайне сдержанно оценил результаты исследования, не разделив тревоги экспертов по поводу перемещения инженеров на рабочие специальности.
«Многие инженеры сегодня стоят у станка, и с переводом экономики на инновационные рельсы, с внедрением современных технологий и оборудования эта тенденция будет усиливаться, поскольку рабочие профессии требуют все более высокого уровня квалификации», – заявил Е.Князев.
Так кто же прав в споре о том, какие специалисты требуются рынку труда, – ученые ГУ-ВШЭ или представители государственной политики в сфере образования?
Не умаляя значения проведенного анализа, следует заметить, что многие факторы остались вне поля зрения ученых. Например, уровень безработицы среди тех или иных профессиональных групп, размер заработной платы в различных отраслях.
Поэтому нельзя не согласиться с участниками дискуссии: данное исследование должно продолжиться целой серией других, расширяющих и дополняющих статистические данные социологическим, экономическим, психологическим анализом.

Рейтинг@Mail.ru