Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Лобова Елена

Профессиональное самоопределение старшеклассников: возможности и проблемы

Социологи утверждают, что большинство школ сегодня ориентируется на устаревшую модель профориентации

С завершением учебной поры пришло время подводить итоги: насколько успешным был этот год для школ?
Как правило, об этом судят на основании результатов единого государственного экзамена. Но существуют и другие важные критерии. Например, показателями эффективности профильного обучения являются: осознанный выбор профиля и грамотное самоопределение в мире профессий. И здесь наши образовательные «достижения», мягко говоря, оставляют желать лучшего.

Самые престижные и «востребованные»

Согласно данным исследования, проведенного социологами Уральского государственного педагогического университета, главным мотивом выбора профессии у старшеклассников является получение высокого заработка (44%) и престижность (37%). Личный интерес к профессии оказался важным лишь для трети школьников.
С точки зрения старшеклассников, к числу наиболее престижных профессий относятся юрист, экономист, менеджер, программист и дизайнер. Показательно, что, по мнению учеников, в пятерку наи­более востребованных на рынке труда входят все те же профессии. Это значит, что престиж профессии в представлении старшеклассников почти полностью сливается с ее востребованностью. То есть, руководствуясь при выборе профессии ее престижностью, школьники уверены в том, что она будет реально востребована и позволит им достичь желаемого социального и материального положения.
К этому следует добавить, что 67% школьников не имеют представления об основах выбора профессии, не владеют информацией о требованиях к «соискателям», не умеют оценить свои возможности.

«Сам с усам?»

Исследование уральских ученых показало также, что многие ребята сталкиваются с проблемами, для разрешения которых необходима помощь профконсультанта. Более четверти опрошенных старшеклассников  – 28% – отметили недостаток информации о способах освоения профессии, об учебных заведениях и специальностях, которые они предлагают. Еще 18% респондентов указали на нехватку знаний о существующих профессиях, их содержании и требованиях, информации о реально востребованных сегодня профессиях и вакансиях. 25% школьников выразили потребность в психологической поддержке и разрешении личностных противоречий: боязнь того, что имеющиеся у школьника знания и способности не соответствуют требованиям избранной профессии, несогласие родителей с выбором школьника, многосторонние интересы и необходимость остановить свой выбор на единственной специальности.
Вместе с тем далеко не все ученики готовы обратиться к кому-либо за помощью, большинство школьников (52%) все проблемы профессионального самоопределения планируют решить самостоятельно. Вот только «самостоятельность выбора» здесь скорее иллюзия, являющаяся следствием юношеского максимализма и стремления к независимости. На самом же деле с расширением платного образования все больше усиливается влияние родителей – их финансовых возможностей и образовательных предпочтений – на профессиональный выбор школьников.
Результат известен. Формируемые семьей, СМИ ценностные представления о значимости образования, карьеры, престиже профессий зачастую разрушаются уже на выходе из системы образования, когда полученная престижная профессия оказывается невостребованной рынком труда. По сведениям государственной службы занятости населения на 1 января 2009 года, в общей численности безработных в Свердловской области молодежь составляет 34%. Большинство среди них обладают средним и высшим профессиональным образованием.
В ожидании рекомендаций…
Таким образом, данные исследования свидетельствуют о низкой эффективности профориентационной работы в школе. Это и неудивительно, если учесть, что ключевые вопросы профилизации на сегодняшний день крайне слабо проработаны на законодательном и концептуальном уровнях.
Действующий Закон «Об образовании», закрепляя за школами обязанность проведения профориентационной работы с учащимися, при этом не прописывает возможности для ее осуществления: ни дополнительное финансирование, ни ставка профконсультанта в школах законодательством не оговариваются. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года предусмотрено улучшение работы по профессиональной ориентации молодежи, однако реализация данного положения ограничивается включением в национально-региональный компонент описания общих направлений профильного образования в школе.
На практике большинство школ реализует традиционную схему профориентации: выявление с помощью психологических тестов и вопросников профессиональных склонностей и способностей учащихся, а также информирование их об особенностях подходящей профессии и о профессиональных учебных заведениях. Но и эти задачи школы могут решать лишь частично, поскольку и психологам, и классным руководителям зачастую не хватает времени, чтобы проводить систематические индивидуальные консультации с теми учениками, которые испытывают трудности в профессиональном самоопределении. А в текущем учебном году к тому же во многих школах сократили ставки психологов, которые хоть как-то этими вопросами занимались. Кроме того, в связи с расформировыванием малокомплектных школ количество детей на одного педагога увеличилось, что еще более усложняет работу по профориентации и сопровождению самоопределения учащихся. Не говоря уже о взаимодействии с другими учреждениями профконсультирования (службами занятости, центрами профориентации населения), нацеленном на получение актуальной информации о состоянии и тенденциях развития рынка труда и рынка образовательных услуг. Подобное сотрудничество встречается крайне редко.
В итоге результаты диагностики не всегда доводятся даже до самих школьников. Эта задача перекладывается на плечи родителей: их знакомят с результатами тестов и просят помочь своим детям определиться с будущей профессией и местом продолжения учебы. Родители же (как, впрочем, и школьники), напротив, ожидают готовых рекомендаций по выбору профессии и учебного заведения.
Тогда как главная цель должна заключаться совсем в другом: в странах с высокой психологической культурой давно существует практика не столько давать профконсультационные рекомендации, сколько постепенно готовить подростков самостоятельно делать жизненный выбор.

Рейтинг@Mail.ru