Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2009
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Артемий РОЖКОВ: «В проекте типологии для учреждений общего образования – пятнадцать видов»

Новую типологию ОУ разрабатывают в правовом управлении Минобрнауки РФ и Центре прикладных правовых разработок Института развития образования Высшей школы экономики (ВШЭ). Работа ведется параллельно с созданием и внедрением федеральных стандартов. О том, какие принципы положены
в основу обновленной типологии, рассказывает директор центра Артемий Рожков, кандидат юридических наук.



– Типовые положения для учреждений общего образования не пересматривались уже давно. Говорят, что из-за этого результат любой аккредитационной экспертизы можно оспорить в суде. Это правда?

– На сегодняшний день государственная аккредитация в общем образовании осуществляется без федеральных образовательных государственных стандартов (поскольку с юридической точки зрения базисный учебный план нельзя считать стандартом) и без нормативно утвержденной типологии общеобразовательных учреждений, описывающей показатели их деятельности. Поскольку в процессе государственной аккредитации предусматривается установление типа и вида образовательного учреждения, невозможно делать это без четкой типологии.
– Принесет ли пользу упорядочивание типологии ОУ обычному директору школы?
– Директор будет избавлен от ряда неправовых ситуаций. В частности от «собственного усмотрения» региональных служб, осуществляющих государственную аккредитацию. У школьной администрации на руках будут четкие государственные требования к основным показателям деятельности того или иного типа и вида ОУ. Никто из чиновников, осуществляющих аккредитационную экспертизу, не сможет предъявить директору требования, взятые из научно-методической литературы.
Важно и то, что директорам ряда «пограничных» ОУ, реализующих программы общего образования, будет гарантирован статус общеобразовательного учреждения. Эти учреждения и работающих в них учителей уже не смогут «забыть» при проведении федеральных конкурсов или составлении федеральных документов.
– Высказываются опасения, что с упорядочиванием типологии из школы уйдет вариативность…
– Ничего нового в области содержания образования мы не предлагаем. Никто не посягает на вариативность. Мы говорим о другом: о юридической стандартизации, об установлении четких, закрепленных в подзаконных актах показателей отличия общеобразовательных учреждений друг от друга. Что касается разнообразия… В России на сегодня существуют всего четыре вида вузов: федеральный университет, университет, академия, институт. И в рамках этих четырех видов вузов действуют абсолютно разные образовательные учреждения. Я думаю, все согласятся, что МГУ принципиально отличается от ГУ-ВШЭ. Трудно поверить, что юридически все это – один вид. А в проекте типологии для учреждений общего образования мы предлагаем пятнадцать видов!
– Директора гимназий и лицеев опасаются, что при введении новой типология их закроют...
– Нормативных основ для присвоения общеобразовательному учреждению статуса лицея или гимназии сегодня вообще не существует. Если у нас не будет создано четкой типологии ОУ, то гимназиями и лицеями рано или поздно станут все школы. Никто не спорит, что это – престижные наименования: их достаточно, чтобы привлечь учащихся и родителей. Сегодня аккредитация лицеев и гимназий проводится по рекомендациям Минобразования, сделанным еще до 2004 года. Это документы методического, а не юридического характера. Юридические отличия лицея от гимназии указываются в Типовом положении, утвержденном правительством 16 марта 2001 года. Этих двух строчек из типового положения недостаточно.
Два лицея, стоящие друг против друга через дорогу, могут быть совершенно разными учреждениями. При этом оба имеют одинаковый статус и регулируются одинаковыми нормативными документами. Еще менее понятно, чем отличаются эти лицеи от расположенной по соседству гимназии. Зачастую только табличками.
Необходимо четко прописать особенности правового статуса или организации образовательного процесса в лицеях и гимназиях. Только тогда мы сможем создать подзаконную нормативную базу, обязательную для всех этих учреждений, которые претендуют на данный вид.
Родители должны по одному названию понимать, каковы реальные особенности общеобразовательного учреждения, которое они выбирают для своих детей. Информирование родителей – одна из наших важнейших целей.
– Кто должен разрабатывать содержательные показатели?
– Согласно Закону «Об образовании» создание этих показателей входит в компетенцию Министерства образования и науки. Такая работа должна начаться с содержательного анализа требований, предъявляемых для выделения особого вида общеобразовательного учреждения. Непринципиально, будет в конце концов выделено 10 или 15 видов. Главное, чтобы это были особые виды, отличающиеся друг от друга по явным признакам. Следует также тщательно продумать Положения о различных видах общеобразовательных учреждений, где должны быть прописаны все особенности этого вида, все особенности организации образовательного процесса, без дублирований и противоречий.

Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА

Рейтинг@Mail.ru