РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ
Искусство взросления в обратную сторону
Как часто взрослый, живя рядом с ребенком, вспоминает себя в его возрасте и соотносит их общую реальность со своей детской памятью?
Однажды, предложив пришедшим на семинар родителям отправиться в путешествие по своей памяти, я увидела, что для многих это достаточно трудно. Между тем многие детские проблемы спровоцированы именно личным беспамятством взрослых, полным забвением ощущений детства.
Причин тому много, но главная – наша жизненная установка на прагматизм. Никого не интересуют атмосфера, настроение, нюансы. Это похоже на эффект тренажерной дорожки: она бежит, и смысл в том, чтобы успевать за ней. Многим взрослым кажется, что и детей к этому образу жизни надо приучать как можно раньше. Они отодвигают «детские» проблемы на самое последнее место, хотя сплошь и рядом эти проблемы все равно дают о себе знать, когда превращаются в «недетские».
Например, пока взрослый обращает внимание на разбросанные игрушки, а не на игру, он не помогает взрослению ребенка, не учит его самостоятельности. Потому что извне самостоятельности не научить, а чтобы действовать от ребенка, надо знать его мир. Мир же, в котором обитает детское сознание, фантазийный, на взгляд взрослого – бессмысленный. Но только не для человека, умеющего совершать путешествия в детство.
Путешествовать в детство можно, например, через воспоминание о значимом предмете, любимой игрушке, ее форме, запахе, о каком-то связанном с ней случае. Или через курьезную историю, связанную с нарушением правил, когда что-то запрещали, а вы поступили вопреки.
Об этом можно никому не говорить, но я заметила, какая же это радость для детей – послушать воспоминания взрослого о себе маленьком. Тут не только рассказ важен, но и то, что взрослый в такие минуты становится полностью открыт и целиком понятен. Такое «оправдание детства» для ребенка чрезвычайно благотворно. И хорошо, когда параллельно тому, как ребенок взрослеет, взрослый молодеет, идет ему навстречу. Это и есть педагогика – искусство взросления в обратную сторону. Татьяна Викторовна Бабушкина часто говорила нам, своим студентам: «За своими играми, праздниками и методиками я путешествую в собственное детство».
В каждом взрослом живет внутренний ребенок, и стоит задуматься о том, сколько этому ребенку лет, какой у него характер и потребности. Очень часто в сложных жизненных ситуациях обращение к этому внутреннему ребенку дает человеку новый ресурс.
Вот мама мальчика, столкнувшись с серьезным заболеванием ребенка, почувствовала, что впадает в отчаяние. Тогда она пошла в магазин и осуществила свою детскую мечту – купила красивую фаянсовую куклу. Чуда, конечно, не произошло, но у нее появились силы и радость. То, что помогает все преодолеть.
Конечно, непросто вспомнить и почувствовать в себе ребенка. На это надо еще иметь смелость.