Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Печатникова Людмила

Чему мы научились и что узнали?

Подводим итоги года вместе с ребятами

Итоги года подведены, но все равно остается потребность понять, обсудить с учениками, чем, собственно, мы занимались в течение года, что узнали, поняли, чему научились. У каждого учителя своя копилка приемов, способов организации этого важнейшего момента. Бывают излюбленные, традиционные для данного класса формы завершения работы. Иногда что-то рождается спонтанно. Но всегда хочется пополнить свой профессиональный арсенал. Тем более что, планируя новый год, новый этап работы, полезно представить заранее, чем все завершится.

 

Книга – лучший подарок

Многие преподаватели гуманитарных предметов выпускают в конце года сборники с творческими и исследовательскими работами учеников. Это наглядная демонстрация учебных и личностных достижений детей, способ проинформировать родителей о том, что стоит за стандартными тройками или пятерками в школьном дневнике.
Для ученика факт публикации – серьезный мотив выполнить работу как можно более качественно. Ребенок понимает, что старается не за отметку. Книжка останется в семье, в школе на годы. Автор сам, подрастая, сможет вспомнить, о чем думал, мечтал в детстве.
Книга помогает педагогу увидеть, насколько успешно его класс развивается, а кроме того, становится весомым аргументом в спорах с администрацией о степени эффективности его работы. Это готовый продукт, который можно в любой момент представить – хоть на конкурс, хоть методисту, хоть завучу.
Оказывается, выпустить книжку в конце года может не только учитель литературы, но и «естественник». И не обязательно ждать, пока ребята научатся вести серьезные исследования. Содержанием могут стать простые опыты, которые ученики проводили в течение года. Дети описывают, зарисовывают свои наблюдения, формулируют гипотезы, доказательства, выводы. Постепенно складывается очень полезная коллекция.
Во-первых, ребята учатся понятно, логично и грамотно формулировать свои рассуждения, излагать все подробности процесса работы – бесценное умение для будущего ученого (или просто мыслящего человека). Во-вторых, детально и увлекательно (юный автор увлеченно исследовал свойства воды, света, тепла – вот и читается, как приключенческий роман) описанные опыты станут ценным пособием для следующих поколений учеников. И наконец, подобная книга пригодится новому учителю, собирающемуся преподавать в этом классе. Он сможет увидеть, с каким багажом пришли к нему ребята, какими особенностями мышления отличается каждый ученик, чем интересуется, в чем его слабые и сильные стороны.

Интеллектуальный марафон

В последние годы стали популярны интеллектуальные марафоны. Ученик решает комплект заданий по нескольким предметам, что позволяет, в отличие от предметной олимпиады, выявить разносторонне одаренных детей.
Нечто подобное команда педагогов, работающих с классом, может устроить в конце года, чтобы подвести итог не только по одному предмету, но обнаружить, как выглядит образовательный процесс в целом.
Задания каждый преподаватель готовит вместе с учениками. Ребята вспоминают, чему учились, какие работы выполняли. Обсуждают, каким образом можно продемонстрировать свои знания, умения. Это возможность для педагога оценить эффективность собственных методов преподавания. Что-то помнится детьми чуть ли не с сентября. Иногда совсем незатейливое упражнение. А бывает, нечто грандиозное, на что ушло много сил и времени, забывается через неделю. Или остается в детской памяти примером бессмысленного героизма.
Затем каждый ученик составляет свои задания на проверку «пройденного материала», подписывает все листочки, чтобы было ясно, кто придумал тот или иной вопрос, определяет вместе с одноклассниками и учителем степень сложности (максимальное количество баллов, которое можно получить за данный вариант). Наконец, все плоды совместного творчества раскладываются по кабинету. Теперь из всего этого разнообразия задач и упражнений ребенок выбирает то, что ему нравится. Кто-то решит все математические примеры, не ответив ни на один вопрос по истории. Робкий выполнит множество легких упражнений, а тот, кто уверен в своих силах, возьмется только за самые сложные.
У каждого ребенка – маршрутный лист. По горизонтали – названия предметов и пустые клеточки. Сколько заданий в данной области выполнил ученик, столько клеточек на нужной строчке закрасил в своем маршрутном листе и вписал в цветное поле количество полученных баллов. Наглядная цветная диаграмма интересов школьника, его достижений и пробелов. Информация к размышлению для классного руководителя, для родителей. Повод учителям обсудить, какие предметные области успешно осваиваются классом, а на что стоит обратить внимание в следующем году. Почему дети охотно берутся за географические задачи, но не хотят, к примеру, заниматься биологией? В чем секрет популярности предмета? Почему многие ученики замахивались на трудные задачки по физике, но почти никто не справился с ними? В чем причина неадекватной оценки собственных возможностей? У кого из ребят уже в достаточной степени определились склонности (пора думать о специализации, выборе профильного направления), а кто пока ничем не интересуется?
Содержательный разговор поможет педагогам разумно сотрудничать, создавать детям условия для всестороннего гармоничного развития и самореализации.
Кстати, такой марафон интересно провести и в начале учебного года – как повторение пройденного.

Дорога длиною в год

Ребенок целый год ходил в школу, сидел на уроках. Что-то делал: читал, писал, учил, пересказывал. Каждый день радовался, пугался, обижался, торжествовал… За грудой мелочей он уже не в силах разглядеть целое. Образ года растворился в суете. А если нет этого целостного образа прошлого, не возникает никакой перспективы на будущее, ни личной, для себя самого, ни общей: я вместе с классом.
Как вспомнить, собрать целый год учебы? Год можно представить как долгое путешествие. Народу много – значит, целый вагон катится по железной дороге. Мелькают в окне полустанки и безымянные платформы. Но есть крупные остановки, где поезд обязан задержаться. Путешественники (хорошо бы вместе с родителями) выйдут на вокзальную площадь минут на 10–15, посмотрят на фотографии, рисунки, попадут на мини-представление, послушают мемуары, примут участие в викторине или какой-нибудь другой игре. И отправятся дальше по расписанию.
Как составить расписание нашего поезда? Что считать остановками? Это не учитель должен определить, а главные путешественники – ребята. Сначала сообща они припомнят огромное количество мелких и крупных событий: праздник первого сентября, экскурсию в музей и турслет, новогодний карнавал и трудную административную контрольную, дни рождения одноклассников, литературные вечера, спектакли… Слишком много остановок. Так даже пригородные электрички не плетутся, не то что скорые поезда.
Как выбрать самое важное? Можно сократить список, сформулировав какие-то критерии значимости события, проведя рейтинговое голосование: остается 10 остановок, собравших больше всего голосов при условии, что каждый имеет право поднять руку не больше пяти раз. Но самый существенный отбор происходит, когда формируются группы, отвечающие за выбранные станции. Тут-то и выяснится, что на остановке, за которую все охотно голосовали, нечего делать. Нечленораздельные восклицания, а содержательных воспоминаний нет. Станет понятно, какие уроки или внеурочные мероприятия стали событиями в жизни класса, есть ли вообще в классе эта жизнь.
Конечно, многое зависит от того, насколько ребята, их классный руководитель умеют собирать архивы – фотографии, тексты, тетради, театральные костюмы, сувениры, бумажные самолетики, шпаргалки и троллейбусные билетики… Поэтому идею майского путешествия по учебному году хорошо бы иметь в виду заранее, может быть, с сентября.
Итак, каждая группа, человека 3–4, готовит свою станцию: оформляет уголок кабинета, придумывает обряд встречи поезда, игровое взаимодействие с пассажирами. А материалы для реализации замысла собирает с одноклассников и педагогов. Настоящая проверка уровня делового взаимодействия в классе.
В назначенный день (лучше – вечер) собираются школьники с родителями, учителя и отправляются в путешествие. Тут и приятные воспоминания, и отчет о проделанной работе, и материал для размышлений. Родители получают редкую возможность понаблюдать, как ведет себя их сын в рабочей ситуации, как общается со сверстниками, взрослыми. Не с чьих-то слов (ребенка, преподавателя), а своими глазами увидеть, что происходит в школе, как строится образовательный процесс, насколько вовлечен в него конкретный ученик.
Подобное путешествие может стать финалом не только учебного года, но и лагерной смены, похода.

Идеи для...

Родительское собрание накануне летних каникул

Мамы и папы порой бывают удивительно строги или безразличны к своим детям. И сами того не замечают. Педагог начальной школы Любовь Романова перед каникулами провела анкетирование среди своих учеников. Она раздала им рисунки, взятые из «Энциклопедии популярных психологических тестов», с изображениями членов семьи в различных ситуациях: за обеденным столом, на лесной поляне во время пикника, в комнатах большой дачи. И каждый раз ученик отмечал, где он хотел бы нарисовать себя: рядом с кем-то из родственников или подальше. Оказалось, почти половина малышей предпочитают быть подальше от родителей.
С результатами исследования Любовь Валентиновна пришла на родительское собрание. Многие взрослые искренне удивились. Они и не подозревали, что их дети испытывают такой дискомфорт от присутствия, казалось бы, самых близких людей. Общими усилиями выработали заповеди общения с ребенком. Вроде прописные истины (внимательно слушайте ребенка, не унижайте его, не вымогайте обещаний), но когда их сам формулируешь, то и понимаешь иначе  – не отстраненно, а лично. Кроме того, были предложены некоторые семейные проекты: совместное вечернее чтение книг; создание семейного фотоальбома, фильма о семье или об одном дне семейного отдыха, дневника семейного путешествия с текстами и рисунками всех членов семьи или путеводителя по той местности, куда судьба забросит семью на лето; собирание какой-нибудь летней коллекции, интересной в первую очередь ребенку, но и взрослым небезразличную; составление генеалогического древа, особенно если часть каникул дети проведут с бабушками-дедушками.
А в сентябре учительница обещала устроить праздничный смотр семейных проектов. И снова провести анкетирование в надежде получить гораздо более утешительные результаты.

Хочу все знать

Отправляясь на каникулы, ученики Надежды Рогожниковой из поселка Сайга Томской области уносят в портфелях небольшой список заданий, которые им предстоит выполнять в течение всех трех летних месяцев. Например: запечатлеть любым способом свои летние рекорды, описать то, что случилось первый раз этим летом; найти три отличия чужой школы от родной; нарисовать или сфотографировать самую красивую улицу, самое грандиозное и самое маленькое сооружение, самое древнее и самое современное здание в том городе, селе, куда попадешь летом (кстати, родное село или областной город тоже представляют интерес). Каждый раз эти задания формулируются вместе с ребятами с учетом планов учеников на ближайшие каникулы. Первого сентября дети, собравшись наконец в классе, готовят рукописный журнал «Хочу все знать» по материалам тех самых заданий. Получается целая книжка с рисунками, фотографиями, текстами, загадками и кроссвордами. Ее с удовольствием читают и авторы, и ученики других классов, и родители. За несколько лет учебы может собраться целая библиотека – ребята спустя годы увидят, как они росли, менялись, взрослели.

Рейтинг@Mail.ru