Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ИСПЫТАНИЕ КОНКРЕТНЫМИ ОТВЕТАМИ


Чернитенко Галина

«У детей ощущение загнанности в угол...»

В погоне за «объективностью» оценки качества знаний мы лишаем подростков нормальной для их возраста жизни

Пропала радость

Так легко и интересно шла жизнь в нашем классе, и как она изменилась в этом году. С момента объявления о ГИА в 9 классе радость стала уходить из нашего общения.
Экзаменационная эпопея вытеснила все. На природу с классом больше не ходим, за последний год никаких поездок и экскурсий не совершили – нет не только времени и сил, но, если честно, – желания. Я и не заметила, как, когда мои дети из любимых, шумных, задорных превратились в дерзких, невыносимых, бестолковых. И когда я сама перестала быть для них близким и понимающим человеком? Подготовка к ГИА заставила замолчать все человеческое в нас.
Один вопрос: почему контрольные тесты дети выполняют хуже, чем текущие проверочные; хуже, чем работают у доски? Мы снова и снова анализируем содержание демоверсии, разбираем все возникающие вопросы. Большинство ребят уже работают уверенно и спокойно. Но треть – по-прежнему кое-как. Они привыкли к отсутствию итоговых двоек, ведь с нас всегда требовали стопроцентную успеваемость, и поверить, что все так резко изменилось, ребята не могут. Некоторые и на контрольных сидят в «аське», но отнимать телефон у ученика – незаконно, да и не заставит это учиться.
А завуч опять с довольной улыбкой говорит о «чистых» результатах, делая акцент на том, что до сих пор не научили на тройку, какие же это учителя. Проводит контрольные и административные каждую неделю. У ответственных детей ощущение загнанности в угол. Чуть что  – срываются на крик, проявляют агрессивность: «Не научили… не предупредили… не защитили». У меня подавленное настроение, ведь я в этом году не отдыхала по выходным: проверка тестов, анализ проверенного, подготовка к предстоящим урокам, подбор новых тестов – вот и день прошел, хотя я работаю учителем математики 20 лет. Сердце сжимается: за двумя девятыми шестому и седьмому классам времени и внимания не остается совсем.

Страх как метод

На совещаниях и педсоветах говорится только о качестве. Набившие оскомину графики и диаграммы. Статистика, факты. Все молчат, каждый думает о своем. Учитель оставлен с трудностями наедине. Так поставлено не только в школе. В районе тоже стращают графиками и много говорят о чести района и чести каждой школы. По-видимому, этой чести в жертву должна быть принесена честь учителя. Удивительно: одни школы на диагностической работе ГИА выдают стопроцентный «объективный» результат, а у меня 75%, хотя наши классы на редкость сильные. Но вопросы и тут задавать нельзя, сразу начнется: «А в какой это школе у нас такие безобразия творятся?»
Безобразия между тем творятся. Весь год я объясняла ребятам, чем демоверсия 2009 года отличается от предыдущих, но в качестве пробной завуч дала именно работу 2007-го. Разумеется, поступая так, она решала стратегическую задачу: создать ситуацию неуспеха, испугать, заставить больше работать и ответственнее относиться. Но страх делу не помощник. Ребята волнуются и из-за этого не могут показать то, что хорошо знают и умеют: мальчик не записал ответы правильно решенных примеров («забыл»), девочка ошиблась, когда вносила в бланк ответы опять же правильно решенных примеров. И что из того, что я понимаю, что они знают предмет и хорошо обучены? Слезы: «Ну кто это придумал, когда же этот кошмар закончится?»
На родительском собрании меня спрашивают про «4» и «5», куда они подевались. В маминых глазах – тревога и обеспокоенность. Очень волнует цифра! Родители пришли к учителю, чтобы потребовать результата, они видят во мне главного виновника «позорных троек». Заходит завуч. Очень долго говорит о процедуре, трясет детскими черновиками – уверяет, вещает, запугивает. Уходит. А оставшись наедине с родителями, не могу объяснить, почему нельзя спокойно дать уйти тем, кто учиться не хочет и не будет, кто выше ПТУ не метит. Не могу смотреть в тоскливые глаза мамы, которая устала сознавать, что ее сын «необучаемый», при том что он уже освоил несколько строительных профессий на начальном уровне и целый год содержит себя и безработную мать. «Ну как я могу его ругать за учебу, если он с радостью после школы бежит на работу»,  – с горечью говорит мама.
Нет, не то мы делаем. Не то!

Рейтинг@Mail.ru