ИСПЫТАНИЕ КОНКРЕТНЫМИ ОТВЕТАМИ
Экзаменационная страда началась
Тестовая оценка как рычаг управления
Уже сданы отчеты по итогам промежуточной аттестации:
по классам, по учителям, по предметам. С указанием процентов сдавших «выше»/«ниже» итоговой оценки и подтвердивших ее.
С рекомендациями учителям, у которых что-то «не до конца», «неточно» и «неаккуратно» и которым «еще есть над чем работать». По обычаю нового времени аналитические справки выкладываются в интернет для «прозрачности». Интересное чтение: «Учитель NN показал низкий процент качества в 8 «Б» классе, 0%, что говорит о его слабой подготовке». Подпись: завуч NN. Как тут не вспомнить гоголевскую унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла? Не заметить абсурдности происходящего?
Переводные экзамены в этом году проводили сами школы: на местах выбирали форму сдачи и готовили материал. Но из многих форм (устный экзамен по билетам, защита проекта, реферат и так далее) школы почему-то выбирали тесты. «Почему, если есть возможность дать ребенку высказаться, послушать, предъявить себя?» – «Нам органы управления дали рекомендацию: пусть привыкают к тестам». Что будет на следующий год, понятно: «На основании того, что большинство школ выбрало тестовую форму контроля…» – и приказ.
Второе основание: родителям очень нравятся «тесты в форме ЕГЭ», начиная с первого класса. Серьезный экзамен, дети боятся. Плюс момент везения, интрига: бывает, отличники проваливаются, а слабые пишут на четверку. И как не поверить словам министра образования о новых возможностях, которые открывает ЕГЭ перед молодежью! Поэтому некоторые активные родители даже предлагают «сделать переводные экзамены едиными по городу и предоставить учащимся промежуточную аудиторию»! Понятно: чтобы все было, «как у больших». Чтобы с малолетства понимали, что к чему в этой жизни.
Не парадокс ли: при том что большинство взрослых (84,3%, по виртуальному опросу, проведенному Rambler) считают, что оценка на тестах «не показатель», с детьми они предпочитают этим мнением не делиться, поскольку видят в процедуре сильный дисциплинирующий эффект. Рычаг управления. Аргумент в убеждении. Жирную точку в любом споре с ребенком. Все ту же педагогику угроз.
Второй парадокс. Ни для кого не секрет: политическая подоплека аттестационного школьного бума в том, что работать в промышленности стало некому, а двоечники-троечники поступают в вузы. Ну не с вузами же работать! Достаточно отбить «вкус» к учебе у потенциальных рабочих. Например, по поводу ГИА учителям открытым текстом сказали: проводится в целях сокращения набора в 10 класс, не удивляйтесь повышенной трудности материалов и строгой разбалловке. Не удивились, и в этом году примерно половина девятиклассников еще до начала экзаменов забрали или не подали заявление в десятый. Чисто сработано? Увы, очень грубо: под раздачу попали все ученики, их учителя и родители. Всем стало в школе трудно, невыносимо и противно. Но виноватых почему-то ищут не там, где они находятся, а в пределах досягаемости: учитель не научил! Все та же социальная инфантильность.
При той же бодрости. В некоторых регионах введены губернаторские тесты по физкультуре. Передовой опыт: кто не уложился в нормативы, продолжает пересдавать до победного...