ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Доверие к учителю. Доверие к ученику.
Это главный принцип обучения в финских школах. Может быть, поэтому оно и дает такие поразительные результаты
Очередной конгресс продуктивного образования в Европе проходил в Финляндии – в стране, образовательная система которой в течение многих лет остается загадкой для исследователей. Вроде бы и программы там не очень сложные,
и национальный образовательный план не сильно отличается
от других, но именно финские школьники неизменно лидируют в исследовании PISA – в тестировании функционального знания подрастающего поколения. Появился даже новый термин: PISA-туристы. Так называют многочисленных гостей финских школ, пытающихся разгадать загадку системы образования этой маленькой страны. «В чем же разница?» – такое название дали конгрессу организаторы. А действительно, в чем?
Свободный учитель
В Финляндии нет единых выпускных экзаменов – каждый учитель имеет право проверять результаты обучения так, как считает нужным. Поэтому учителя готовят итоговую аттестацию для того, чтобы в результате понять, смогли ли дети научиться именно тем компетенциям, которые учитель считает главными при изучении его предмета. Конечно, в национальном плане заложены и знания, существуют общие учебники, но именно компетенции (среди которых на одном из первых мест – социальные навыки) являются главной целью образования. Причем не декларируемой целью, а реальной.
Если учитель финского языка и литературы уверен, что главное при изучении его предмета не набор синтаксических и грамматических правил, а умение самостоятельно ориентироваться в потоке информации и иметь свой взляд на литературу и происходящие в обществе события, он вправе (это очень распространено в Финляндии) итоговую работу сделать трехдневной. Например, выпускникам дается задание прочитать книгу и написать сочинение. Или выбрать три новости, которые особенно интересны, и написать эссе о них.
Если учитель биологии уверен: при изучении естествознания главное – умение анализировать, прогнозировать исследование, излагать личную точку зрения, – задание будет соответствующим. Прочитав тесты одного учителя биологии, я искренне позавидовала и педагогу, и его ученикам. Во-первых, каждый тестируемый имеет возможность из 12 предложенных ему вопросов выбрать любые 8. Во-вторых, все вопросы составлены так, чтобы ученик мог показать умение мыслить на заданную тему.
Учитель истории рассказал, что он не считает нужным, чтобы его ученики непременно запоминали даты и имена людей, с которыми он их знакомит на уроках. Поэтому во время итоговых тестов он разрешает всем пользоваться своими тетрадями. Но поскольку ответ необходимо обосновать, а собственную точку зрения аргументировать, педагог заранее предлагает ребятам конспектировать изучаемый материал, самостоятельно структурируя и анализируя его.
Конечно, возможность составлять итоговые тесты налагает огромную ответственность на учителей – на это тратится много времени и сил. Но при этом педагогика становится по-настоящему творческой профессией, в которой каждый имеет право на самореализацию. Такая система не только позволяет проверять компетенции, но и обязует взрослых уважительно относиться к самовыражению и творчеству детей.
Свободного человека может воспитать только свободный человек.
Система без классов
Три дня я провела в одной из школ Хельсинки – в Альпийской (Alppilan) школе. Более 15 лет назад в ней была организована особая система обучения, которую ее авторы назвали «системой без классов» (non-grade system).
В чем же особенность этой школы? В ней ученики 7, 8 и 9-х классов (в Финляндии начальная школа длится 6 лет, потом все получают обязательное среднее 9-летнее образование) выбирают, в каком возрасте они предпочитают проходить тот или иной из обязательных курсов и в каком объеме. Курс разбит на части, каждую из которых можно пройти за 38 академических часов – именно столько уроков каждого предмета дается в течение одного периода, равного 1/5 части учебного года. В параллелях учатся примерно по 100 учеников, причем ребята посещают занятия в постоянно изменяющихся группах. В некоторых больше сверстников, в других собрались ученики разного возраста, в зависимости от расписания, которое они составляют при участии родителей в самом начале обучения.
В школе есть и необязательные предметы (их ребята выбирают только если сами захотят), и специальные классы, и проект продуктивного образования (в Финляндии он называется «Моя собственная карьера»), и множество неучебных групп, в которых дети и учителя организуют интересную школьную жизнь.
Возможно, именно из-за такого разнообразия предлагаемых учащимся вариантов получения образования и социальных навыков в этой школе так много ребят из семей иммигрантов, которым помощь бывает гораздо нужнее, чем остальным.
Иностранцы в Суоми
Первое занятие, которое мне удалось посетить, называлось «финский язык как иностранный». В группе – юноши и девушки из арабских стран, но, по словам учителя, часто этот предмет выбирают и ребята из России. «Странно, но русские мальчики и девочки очень сильно отличаются по поведению, – делится со мной наблюдениями учительница. – Почему-то девочки, как правило, прилежны, хорошо учатся, с ними очень легко работать. А вот с русскими мальчиками бывает очень трудно. Многие из тех, кого мне приходилось учить, вели себя откровенно вызывающе, даже грубо. Для них приходилось организовывать особую деятельность, например, в международных проектах и поездках. Тогда они резко менялись, начинали и в школе заниматься совсем по-другому. Но вообще-то всем детям, которые приехали со своими родителями в чужую страну, трудно. И моя задача – помочь молодым людям адаптироваться в нашей стране, научить уважать окружающий их теперь мир. Только в этом случае они смогут быть здесь счастливыми, успешными людьми. Мы часто ходим с ребятами куда-нибудь в город, в музеи, в кино, а потом обсуждаем увиденное. Недавно ходили на выставку «Осторожно, цыгане! История недоразумений». На выставке рассказывается о социальных проблемах цыган, об их традициях. А в конце выставки – большое зеркало, в которое смотрится каждый посетитель и думает о себе, о собственных проблемах и предрассудках. Ребята после выставки написали такие интересные сочинения! Каждый писал не столько об увиденном, сколько о своей жизни, о семье, о тех ситуациях, в которые попадал, живя в Финляндии. Сегодня они пишут эссе о фильме, который мы смотрели вчера – «Миллионер из трущоб». Картина действительно взволновала ребят, да и меня тоже».
Некоторое время спустя я познакомилась с Денисом, мама которого вышла замуж за финна и переехала в эту страну несколько лет назад. Денис с готовностью стал мне помогать, работая в качестве личного переводчика. «Знаете, я учился в начальной школе в России. Жаль, что мы оттуда уехали – там я был бы отличником. Почему? Да потому, что там меня заставляли учиться, а тут… хочешь – делай уроки, не хочешь – не делай. Знаете, как трудно себя заставить?! Строгость нужна в учебе!»
Может быть, именно из-за этой постоянной строгости и требовательности наши мальчики, попав в такую страну, как Финляндия, становятся «плохими учениками»? В Германии мне никто не говорил такого о выходцах из России, хотя я общалась и там со многими учителями, учившими наших ребят. Но в Германии школа еще строже, еще «правильнее», чем наша, поэтому там процент мальчишек-бунтарей такой же, как и в России, и они никого не удивляют. А в финской школе, во всяком случае в той, которую мне удалось посетить, весь процесс обучения построен на доверии и самоорганизации. Там даже звонков нет, потому что так удобнее: каждое занятие длится ровно два часа с небольшим пятиминутным перерывом, который устраивается в наиболее удобный для работы момент.
...Есть ли на свете совершенно одинаковые люди? Странный вопрос: конечно, нет. Мы разные, и в этом величайший смысл нашего существования. Но быть разными не значит быть неравными. Как только нас пытаются сравнивать друг с другом или с некоторым эталоном, одни становятся лучше, другие – хуже. Как только нам приказывают сравнивать других по единой мерке, мы становимся рабами. Иногда кажется, что российская система образования – всего лишь организованная взрослыми система постоянного сравнения детей. Может быть, в этом и есть разница?