ОТНОШЕНИЯ С ХАРАКТЕРОМ
«Не волнуйся, ты успеваешь...»
Нервная система ребенка
с недостаточной подвижностью нервных процессов нуждается в особенно бережном отношении и постоянной тренировке. Что же нужно делать?
И чего не делать?
1. Помнить, что медлительность – свойство нервных процессов ребенка. Он не «копается», он действует в своем темпе, потому что иначе не может. Торопить, подгонять, ругать его просто нет смысла: начнется реакция торможения, в связи с чем действия ребенка только замедлятся. Чем сильнее давление взрослого, его крик и гнев, тем сильнее растет торможение. В конце концов ребенок замирает, «цепенеет» и начинает плакать.
2. Нельзя проявлять спешку, раздражаться, «дергаться», делая что-то вместе с медлительным ребенком. Ровный, спокойный тон, уверенная поддержка: «Не волнуйся, ты успеваешь, у тебя все получается» – это гораздо более эффективное воздействие, чем крик и понукания.
3. Необходимо рассчитывать время и распределять деятельность так, чтобы медлительный ребенок собрался в школу или выполнил уроки спокойно, последовательно, без горячки и «сюрпризов». Детям с инертными нервными процессами легче приспособиться к четкому порядку, определенному стереотипу выполнения всех повседневных дел. Жизненные стереотипы и ритуалы очень важны для любого младшего школьника, но во много раз важнее они для медлительного. Если каждое действие, каждая задача имеют определенный порядок, разделены на элементы в понятной последовательности, то ребенок успешно с ними справляется. И не только успешно, но и постепенно увеличивая темп.
4. Всякую нагрузку на свойство подвижности (более быстрое выполнение задания, ограничение времени) нужно давать на хорошем эмоциональном фоне. Хороший эмоциональный фон – это веселое, оживленное настроение. Оно создается лучше всего в игре, поэтому полезно вносить элемент игры в те ситуации, где требуется ускорение реакций медлительного ребенка. Хорошо помогает игра «Давай превратимся…». Например, медлительному мальчику надо быстро и энергично собраться и одеться. Мама предлагает: «Давай превратимся в знаменитых футболистов. Раз-два – футболисты собираются на тренировку! У них получится быстро!» Превращаться, разумеется, можно в кого угодно в зависимости от увлечений ребенка. Попытки ускорить двигательные реакции в подобных случаях не сопровождаются развитием торможения, как это происходит при понуканиях, так как они делаются на положительном эмоциональном фоне.
5. Свойство подвижности у медлительных детей нужно развивать и тренировать. Хотя инертность нервных процессов присуща им от природы, но постепенными воспитательными усилиями проявление этой нелегкой для ребенка и окружающих особенности можно свести к минимуму.