Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2009
Третья тетрадь
Детный мир

Болсуновская Надежда

В ожидании экзамена

Чем мы можем помочь детям

Май в школе – тяжелое время. Дети считают дни до каникул, учителя – до итогового контроля. Детей тянет на улицу, педагоги направляют их к рабочему месту. Недавно разговаривала с ребятами из начальной школы:

«Надоела уже школа, но вдруг двойку за тесты получу, меня ведь не возьмут в пятый класс… мама сказала, уедет в отпуск без меня, если плохо год закончу… учительница каждый день говорит, чтобы мы ее на тестах не подвели, а я, наверное, подведу, и что тогда…»

В нашей гимназии, как и во многих школах страны, в мае проводится ЕМЭ (единый муниципальный экзамен для начальной школы). Казалось бы, ничего особенного нет во внешнем контроле результатов выпускников определенной ступени обучения. Учились – покажите, чему научились. Ну волнение, ну торжественный подъем – но ведь не стресс же должен вызывать экзамен. А по факту  – стресс.
Не будем перечислять причины, по которым учителя и родители обременяют детей своими переживаниями по поводу оценок, нагнетая страх или эксплуатируя их лучшие чувства. Подумаем, что происходит на экзамене с ребенком, у которого уровень тревожности зашкаливает.
Запуганный ребенок думает о наказании за плохую отметку, он очень боится ошибиться и обязательно ошибается. Заметив ошибку, приходит в отчаяние: «Все пропало, я не смог». В голове никакой ясности, он не владеет ситуацией, мышление и память парализованы страхом, он уже не только догадаться не может, но и показать то, что хорошо знает и умеет. Не надо быть специалистом, чтобы понимать: попытка избежать неудач не самая лучшая мотивация при сдаче экзамена.
Но именно эту мотивацию взрослые обычно формируют у детей. Хотя нужно совсем другое: настрой «хорошо поработать», «проверить свои силы»  – тот настрой, который дает чувство хозяина положения, а не подопытного кролика.
Кстати, недавно я сама проходила сложное тестирование и убедилась: человека без уверенной позиции тест тут же раздавит. Нужна уверенность. Но какая? Не самонадеянность, не амбициозность, не полное безразличие, нет. Нужна готовность человека приложить максимум усилий, чтобы справиться с работой, нужно умение включить необходимую степень контроля  – востребованы все ресурсы, весь человек. А значит, лучше всего мы поможем детям, если поддержим в них умение владеть собой, отвечать за себя, принимать и чувствовать себя. И если будем ставить эти качества выше отметки-результата.
Не поспоришь: дети разные, а требования единые. Обработка информации в разных головах идет в разном темпе и разными способами, и я, например, очень сочувствую умным, но медлительным детям. Гиперответственным, склонным к сомнению и перепроверке ответов. Задумчивым, с богатым ассоциациями воображением...
Их бы не сломать в погоне за результатом теста.

Рейтинг@Mail.ru