Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Как известно, проведением отдельных мероприятий задачи развития и воспитания не решаются. Но если это так, значит, необходим системный подход. Как же интегрировать разнообразные компоненты школьной воспитательной работы в целостную систему?
Опыт работы специалистов кафедры теории и методики воспитания Псковского областного ИПКРО говорит о том, что подобная интеграция идет более успешно, если применяются так называемые комплексные формы воспитания. Этот эффект был известен еще в 70–80-е годы прошлого столетия.
Сегодня, как пишут сотрудники кафедры теории и методики воспитания Е.Баранова и Е.Степанов в статье «Комплексные формы воспитательного процесса» («ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», № 4 за 2009 год), на смену устаревшим разработкам пришли новые: «Азбука важных вопросов-открытий моего «Я» (для младших школьников), «Строй­град» (для учеников 5–9-х классов), полет-экспедиция «Открой в себе небывалое» (для старшеклассников). Что отличает эти формы работы? Прежде всего то, что в них благодаря интеграции различных приемов и методов появляется возможность разностороннего влияния на развитие детей. Комплексные методики нацелены на обогащение интеллектуальной, эстетической, коммуникативной и других сфер личности.
Конечно, подобные формы работы могут быть эффективны только при условии соблюдения определенных педагогических принципов, например, при ориентации на развитие у детей знаний и умений самопознания, самоопределения, самостроительства.

Психологи Ярославского государственного университета провели исследование, посвященное способам разрешения проблемных ситуаций в начальной школе. Как выяснилось, применение конкретных педагогических приемов во многом зависит от того, на что ориентируется педагог в восприятии учеников. Чем чаще учитель объясняет то или иное поведение детей спецификой социальной ситуации их жизни (социальный статус семьи, состав семьи), тем реже при разрешении проблем используется поощрение (похвала) и постановка смысловой учебной цели (обращение внимания на то, для чего надо выполнить задание, что нужно сделать, чтобы исправить отметку). И еще: чем чаще педагоги выделяют в практической деятельности личностные особенности детей, тем реже при разрешении проблемных ситуаций они используют порицание.
Оказалось также, что учителя специальных (коррекционных) классов 7-го вида несколько иначе работают с проблемными ситуациями, чем учителя обычных классов. В частности, как пишут Е.Конева и И.Крупенникова в статье «Разрешение ситуаций проблемности в деятельности педагогов» («ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ», № 4 за 2009 год), учителя коррекционных классов при разрешении проблем предпочитают с помощью различных методов снимать у детей психологическое напряжение и реже прибегают к принуждению, заставляя учеников выполнять определенные учебные операции. В ситуации, когда ребенок боится отвечать у доски, педагоги из классов 7-го вида чаще прибегают к помощи одноклассников, предлагая отвечать совместно, например, в паре. Но в то же время учителя коррекционных классов более склонны игнорировать проблемные ситуации.

Очередной номер журнала «СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» (№ 3 за 2009 год) посвящен конфликтологическому образованию. Особое внимание на страницах журнала отведено вопросам повышения компетентности школьных педагогов в области разрешения конфликтов. Этой проблематике в числе прочих посвящена статья С.Власенко «Готовность к разрешению педагогических конфликтов в процессе обучения». Как отмечает автор, студенты педагогических вузов обычно выбирают неконструктивные способы разрешения конфликтов. Проведенное исследование показало, что стратегию соперничества выбрали 42% респондентов, а стратегию сотрудничества – лишь 7%.
В статье описываются те знания и умения по разрешению конфликтов, которыми, по мнению автора, сегодня должен обладать каждый учитель.

Рейтинг@Mail.ru