Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

И.М.Никольская, Р.М.Грановская
Психологическая защита у детей
СПб.: Речь, 2006

Верить в то, что детство – это беззаботная пора, продолжают только очень наивные взрослые, к тому же напрочь забывшие свои ребячьи страхи, обиды, разочарования. В жизни каждого ребенка хватает сложных ситуаций и болезненных переживаний. И каждый такой случай вызывает защитную психологическую реакцию. «В зависимости от индивидуальных особенностей дети по-разному справляются со своим внутренним напряжением. Одни плачут и грустят, другие ломают и швыряют вещи, а третьи играют во что-нибудь. И это, по мнению детей, приносит им облегчение. Почему же тогда взрослые говорят, что плакать стыдно, разбрасывать вещи – непозволительно, а играть  – это значит быть легкомысленным и не думать о своем будущем? Получается, что взрослые вовсе не заинтересованы в психологическом благополучии своих детей!»
Для того чтобы знать, какая ситуация может быть для ребенка травмирующей, и правильно интерпретировать его реакцию, стоит познакомиться с этой книгой. Авторы описывают результаты исследования и наблюдения за младшими школьниками, проведенного в школах Петербурга. Обобщения и выводы проиллюстрированы результатами опросов, детскими рисунками и рассказами.
Если дискомфортные для ребенка ситуации вполне предсказуемы – смерть, болезнь, потеря близких и домашних животных, школьная неуспешность, – то реакции детей для человека, далекого от психологии, могут показаться неожиданными. «Сплю, рисую, читаю, говорю правду, гуляю вокруг дома, мечтаю» – так отвечали ребята на вопрос психологов о том, как они справляются с неприятными переживаниями.
Отдельная глава посвящена особой психотравмирующей ситуации – болезни.
И разумеется, в каждом разделе авторы обращают внимание читателей на то, как распознать негативную реакцию ребенка и облегчить его состояние.

А.Б.Вэскер
Открывая занавес урока
М.: ЦГЛ, 2004

Урок – это всегда спектакль, яркий или академичный, драматический или незамысловато-балаганный. А учитель всегда в какой-то степени актер. Признаем это и, чтобы не оставаться на уровне плохой самодеятельности, познакомимся с профессиональными лицедейскими секретами и приемами. Тем более если они адаптированы для представителей педагогической профессии. Ведь это совсем не факультативные навыки. Предметник, прекрасно владеющий материалом и методикой, но не чувствующий партнеров-учеников, не умеющий распределять нервно-психическую нагрузку, обладающий невыразительным голосом и бедной мимикой, никогда не станет хорошим учителем.
Принимаясь за разъяснение всех этих сценических премудростей, автор сразу же оговаривается, что никаких выдающихся природных актерских данных от читателя не требуется. Любой человек при систематическом обучении может овладеть специальными технологиями.
Для тех, кто решит пройти подобный заочный курс актерского мастерства, подобраны циклы упражнений – для освоения правильной осанки, дыхания, развития голоса и дикции. Пауза, жест, интонация  – эти детали обычный учитель считает несущественными. И значительно обедняет свою палитру выразительных средств. Их освоению тоже отдано несколько страниц текста с упражнениями.
И вот наконец учитель, освоивший театральные азы, приступает к созданию спектакля, вернее, маленьких этюдов, где осознанно выбирает темпо-ритм урока, освобождается от мышечного «зажима», овладевает вниманием «зрительного зала» не учительскими, а актерскими средствами. И тогда, освоив приемы ремесла, можно будет дать волю и вдохновению, и интуиции, и импровизации – как это делают профессиональные актеры. Занавес!

Рейтинг@Mail.ru