Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВНЕ КАНОНА


Леонтьева Ольга

Урок свободной игры

Именно на таких уроках можно дать детям возможность научиться гораздо большему, чем оставаясь в классе

Ах как ярко светит солнце в мае! Словно выманивает на улицу, умоляет наконец-то отвлечься от учебников и тетрадей… Но учебный год еще не закончился, и уроки никто не отменил. Но может быть, все-таки стоит выйти из школы во время занятий вместе со своими учениками?

 

Зачем?

Когда урок проходит на улице, возникает масса проблем. Как сделать так, чтобы дети сразу не разбежались? Как организовать занятие, чтобы каждый ученик услышал слова учителя, ведь посторонние звуки неизбежно отвлекают и ребят, и педагога? Как проследить за тем, что записано в тетрадях, чтобы потом их проверить, поставить отметки?
Всего этого действительно трудно добиться, если ставить перед собой те же задачи, что и на обычном уроке. Но, изменив их, можно прийти к потрясающему результату: развитию опыта свободного взаимодействия с окружающими, внутренней дисциплины, креативности.
Совсем недавно в газете «Школьный психолог» (№ 8, 2009 год) была опубликована статья «Дайте детям свободу», в которой говорится о необходимости проживания каждым ребенком свободных игр, не ограниченных заранее жесткими правилами. Если своей педагогической задачей во время урока, проводимого на улице, сделать организацию такой игры, работа на нем будет и необычной, и увлекательной, и важной как для личностного развития каждого ученика, так и для развития его интеллекта. Но сначала нужно понять, чем же свободная игра отличается от большинства тех, которые часто используются в школе.

Свободное волеизъявление

В английском языке есть два слова для определения понятия «игра»: game и play. Первое обозначает игру по заранее определенным правилам. Второе – не только игру, но еще и «свободу действий, простор для деятельности». Попробуем рассмотреть все многообразие игр и их значимость для развития ребенка с точки зрения свободы действий играющих, условно разделив игры на «свободные» и «несвободные».
В какие игры предпочитают играть дети без присмотра взрослых? Конечно, в свободные. О минимальных правилах они договариваются сами, а иногда играют без всяких правил – с куклами, машинками, самолетиками. Родители малышей радуются их самостоятельности. А родители более старших детей все чаще задумываются: есть ли смысл в таких играх, не будет ли лучше, если ребенок поиграет во что-нибудь более полезное? С началом обучения в школе детям (почти всем, практически повсеместно!) приходится навсегда забыть про свободные игры. В лучшем случае им позволяют поиграть в игры спортивные или образовательные.
Отсутствие возможности самостоятельно планировать для себя занятие, договариваться, следить за соблюдением выработанных совместно правил приводит к опасным результатам.
Но если в игру, привычно используемую взрослыми, ввести важные элементы игры свободной, в корне изменится весь процесс. Так, в уличном футболе нет судей, игроков меньше, чем положено по правилам, в команде кто-то совсем не умеет играть – эти проблемы приходится решать на месте, сообща; желающие поиграть договариваются о своих правилах, которые каждый раз немного изменяют. То же самое происходит, когда ребята самостоятельно играют в любую другую игру  – прятки или казаки-разбойники...
Урок на улице можно организовать как свободную игру, причем для этого вовсе не нужно полностью отказываться от используемых обычно дидактических принципов.

Урок

Свободная коллективная игра всегда сопровождается процессом предварительных договоренностей, в котором обязательно участвуют все играющие.
Обсуждение правил очередного этапа урока с учениками позволяет учителю сделать занятие более раскрепощенным. На обсуждение не стоит тратить много времени. Проще сказать: идем на улицу, там будет интересно, если мы сейчас договоримся о правилах, которые все будут соблюдать. Обязательно нужно определить и правила для учителя. Это сделает его участником игры, а не ее руководителем! Ведь в свободной игре нет и не может быть руководящих должностей.
Правила должны касаться не только дисциплины, но и учебы. Например, педагог может предложить провести работу в группах и заранее договориться о том, как будет оцениваться роль каждого ученика, за что будут выставляться отметки. И обязательно сам должен следовать выработанным совместно правилам, даже если они в результате окажутся не очень эффективными с точки зрения педагога. Ошибки можно будет учесть в следующий раз.
Роль учителя может быть отведена и кому-то из ребят, но снова следует договориться, что при этом будет делать учитель, в чем роль остальных учеников, за что и кому будут выставляться отметки.
Завершаться урок может по-разному, но если учитель собирается продолжить такую же работу с классом, обсуждение итогов стоит объединить с анализом сформулированных до начала работы правил и планированием следующего аналогичного урока.

Перемена

Всем известно: во время перемен резко возрастает опасность получения учениками травм. Именно поэтому во многих школах во время перемен устанавливаются жесткие требования: не бегать по коридорам, не шуметь и т.д. В результате время, заранее предназначенное для свободных игр, делается непродуктивным для детей.
После урока на улице очень хочется позволить ребятам немного отдохнуть во дворе. Эмоциональная и физическая разрядка им необходима, поэтому можно сделать пространство школьных рекреаций и пришкольного участка более оборудованным, чтобы игры, спонтанно организуемые детьми, были менее травматичными.
Кроме беговой дорожки и футбольного поля в школьном дворе большой популярностью среди ребят пользуются рукоходы, турники, лесенки, вкопанные в землю автомобильные шины. На асфальте можно нарисовать различные классики – дети быстро сообразят, как их использовать. Кстати, количество игр, которые могут придумать ребята, глядя на одну и ту же сетку «классиков», практически безгранично.
Конечно, рядом с детьми в школьном дворе должен находиться учитель, но не для того, чтобы контролировать ребят, а чтобы (при необходимости) помочь им договориться и не мешать друг другу. Понимающий ценность свободной игры учитель позволит ребятам самоорганизоваться, не вмешиваясь в этот процесс, а лишь внимательно наблюдая за ним. Кто-то во время таких игр останется в одиночестве, другие будут постоянно затевать какие-то скандалы – все это лишь проявление у детей их проблем, для решения которых может понадобиться педагогическая и психологическая помощь.

Рейтинг@Mail.ru