ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Чтобы облегчить детям переход из начальной школы в среднюю
Свой проект представляет команда учителей московской «Школы самоопределения»
Для учеников начальной школы учеба почти закончилась. Остались всякие экскурсии, спектакли, поездки. Счастье, одним словом. И каникулы уже рядом. Только выпускники четвертого класса не рады. Для них конец года означает прощание
с уже освоенным миром...
Сначала родители
Все началось на родительском собрании, куда учителя четвертых классов пригласили и будущих классных руководителей параллели пятых классов – познакомиться, поговорить. Педагоги обсудили особенности подростковой школы: какой станет жизнь малышей через несколько месяцев, на что можно повлиять, если объединиться и действовать сообща. Родителям в сущности предложили стать соавторами программы будущего года, конечно, в той ее части, которая не касается тонкостей предметных и учебных планов. Но для этого придется тесно сотрудничать друг с другом, со школой. Для взрослых людей, не слишком хорошо знакомых друг с другом, это непросто. В качестве первого опыта сотрудничества решили устроить совместную игру «Путешествие в страну Среднешколию». Но нужна ли такая игра детям?
Детские страхи
Школьные психологи поговорили с малышами и поняли: они боятся будущего, причем некоторые страхи для взрослого человека кажутся смешными. Но дети на самом деле переживают, например, как они будут бегать по кабинетам с тяжелым портфелем: устанут, будут опаздывать на уроки, их будут ругать. Еще и заблудятся! В начальной школе ведь у каждого класса свой кабинет. Там все вещи учеников хранятся, там уроки делаются. Никто домой книжки-тетрадки не таскает, из дома ничего не несет. Конечно, есть опасения и по поводу новых учителей, но главное – новых ребят, старших, сильных. Вдруг будут обижать? И ведь не спрячешься от них, как раньше, в свой класс. На свой этаж... А новые предметы? Наверняка сложные и непонятные – обычному человеку с ними не справиться.
Значит, игра должна помочь ребятам избавиться от пустых тревог, увидеть реальные проблемы и способы их решения.
Задача учителя
Для учителей средней школы работа в пятом классе – до некоторой степени возвращение в детство. От философичных подростков снова к шумным, драчливым малышам. Особенное построение урока, особая интонация разговора, особые задания, интересные и понятные именно данному возрасту. И каждый раз необходимо понять, в чем сильные и слабые стороны конкретного класса, что ребята хорошо умеют делать, а чему их придется терпеливо учить. И речь не только о предметных умениях, но и о способности понять задание, действовать по алгоритму, концентрировать внимание, работать в группе…
Сюжет игры
Сюжет игры сложился в результате долгих совещаний всех заинтересованных лиц. Путешествие в среднюю школу? Пока ознакомительная экскурсия перед окончательным переселением. До заветной цели надо на чем-то доехать. Для детей транспорт, дорога очень значимы. Автобус? Поезд? Слишком обыденно для нашей необыкновенной экспедиции. Самолет! Для четвероклассников это и новый опыт, и возможность почувствовать себя туристами. Но билет на самолет стоит дорого. Значит, нужно заработать побольше денег.
Итак, обозначились основные этапы игры. Сначала индивидуальная подготовка. Организаторы пишут ребятам письмо с предложением принять участие в увлекательном путешествии. И сразу оговаривают условия: придется заполнить паспорт на двух языках (задание на внимание, сосредоточенность, умение списывать и заполнять бланки), выучить несколько песен и освоить науку пришивания пуговиц (тренировка мелкой моторики, терпения, готовности выполнять нетворческие задания) – в пути всякое случается.
Второй этап – приобретение билета. Все начинается с офиса (школьного кабинета, украшенного руками родителей), куда в назначенный день приходят юные путешественники с паспортами и собранными в дорогу рюкзаками (опыт перемещения по школе с грузом за плечами, навык собирать сумку, следить за ней, не терять). Их встречают заботливые секретари, строгие кассиры и веселые сотрудники кадровых агентств (все это мамы, с удовольствием нарядившиеся в офисные мини-юбки и легкие блузочки): каждый отвечает только на те вопросы, которые касаются его работы. Кассир помогает выяснить стоимость билета, секретарь – написать заявление, кадровик – заполнить анкету для получения вакансии (там есть вопросы об увлечениях малыша, его любимых занятиях – полезная информация для будущего классного руководителя). Ребенок должен понять, что у каждого взрослого своя сфера ответственности (свой предмет) и обращаться за советом в случае каких-либо затруднений нужно не к «знакомой учительнице», а к тому, кто действительно разберется в ситуации.
Цену билета ребята узнают, подсчитав, сколько стоит то количество керосина, которое необходимо самолету для совершения перелета на некоторое количество километров (делят, умножают), а еще прибавят стоимость обеда на борту, оплату услуг летчика и стюардесс… Словом, непростая задача. Но мало подсчитать стоимость товара. Деньги надо еще заработать. Кадровое агентство предлагает на выбор множество вакансий. Работа везде несложная, но требующая внимания и усердия, готовности следовать заданному алгоритму: лаборант в кабинете химии (помыть пробирки, подготовить раздаточный материал для завтрашней лабораторной работы десятого класса) или географии (разложить коллекцию минералов на витринах в шкафу), наборщик текста на компьютере, переводчик, помощник тренера (вымыть мячи в спортзале)… Из всего многообразия ребенку достаточно выбрать три вида деятельности, чтобы заработать необходимую сумму. Педагоги внимательно наблюдают, что и как выбирает их будущий ученик: самое интересное для себя, самое простое или сложное, знакомое или неизвестное? А кто-то просто идет за своим другом: куда он, туда и я.
В любом случае на каждом рабочем месте образуется небольшой коллектив (человек пять) ребят из разных классов. Они спокойно и размеренно трудятся, каждый сам по себе – но по соседству с другими. Попутно тихонько общаются, осваиваются.
Наконец деньги заработаны, билеты куплены, пройдены строгая таможня (пришлось выложить вещи из рюкзака, потом правильно сложить их) и паспортный контроль (отвечали на вопросы по-английски, между прочим!). Путешественники в самолете: сцена актового зала с опущенным занавесом прекрасно подойдет на роль тесного салона. Здесь заботливые стюардессы кормят ужином, можно поболтать с соседом, посмотреть мультики, полистать журнальчики. Перерыв.
Последний этап – сама экскурсия. Самолет приземлился, путешественников встречают гиды (учителя средней школы). Группы формируются по случайному признаку (к примеру, по цвету доставшегося при посадке в самолет жетона) и отправляются за своими проводниками в путь. В руках ребят план школы. Они заходят в обозначенные на плане кабинеты, стараются понять, чем один отличается от другого, что тут делают ученики на уроках. Приходится выполнить задание, связанное с определенной предметной областью. Здесь необходимо работать сообща, распределять обязанности, взаимодействовать. Покидая кабинет, забирая с собой ключ от уже знакомого пространства, малыши каждый раз стараются понять, что они здесь узнали и благодаря чему справились с заданием. Общий вывод гид записывает на брелоке ключа: умение слушать друг друга, аккуратность, умение читать, знание таблицы умножения, взаимовыручка…
Финал – возвращение в самолет со связкой ключей от средней школы, теперь уже не такой страшной и чужой. Ключи складываются в большую вазу с надписью «Приумножение». Все, что ребята умеют, им предстоит приумножить в будущем.
Ночное приключение
В общем, игра-путешествие закончена. Осталось каждому участнику вручить сертификаты, куда вписаны лично им проявленные способности. Но сделать это лучше утром. Со свежими силами.
Кого-то родители сразу забирают домой. Но большинство остаются ночевать в школе. Педагоги предлагают желающим последнее ночное испытание. Добровольцев разбудят по одному и отправят охранять школу. Десятилетний ребенок ночью должен один выйти во двор, обойти по периметру темную спящую школу, убедиться, что все в порядке, тихо вернуться и, никого не разбудив, снова лечь спать. Впечатление сильное!
Если вы решили попробовать, то...
…сформулируйте максимально точно задачи игры, запишите на листочек и кладите этот список в центр переговорного стола при каждом обсуждении деталей предстоящего события. Это поможет ограничить полет фантазии родителей (а давайте еще придумаем, сделаем, устроим…) рамками целесообразности. Игра сохранит образовательный смысл.
…будьте готовы к тому, что родители станут приходить на организационные совещания нерегулярно. Чтобы вновь пришедшие были в курсе предыдущих договоренностей, стоит письменно подводить итоги каждой встречи и, во-первых, передавать эти записки всем заинтересованным лицам, а во-вторых, размещать их на соответствующей страничке сайта школы, рассылать по электронной почте.
…организуйте во время игры пространство, где дети могли бы расслабиться, отвлечься, сбросить напряжение. Не бойтесь, что ребята, в ущерб основным событиям, прилипнут к экрану телевизора или яркому комиксу. Путешествовать с друзьями, пробовать свои силы в различных испытаниях – занятие самое увлекательное. Но ребенку перевозбужденному, загрустившему, уставшему несколько минут спокойной, размеренной жизни помогут вернуться в игру с новыми силами.
…учтите, что для большой игры нужно много свободного места. И поменьше посторонних людей, чтобы никто не мешал. В школе днем таких возможностей нет. Идеальный вариант – ночь с пятницы на субботу. Тут и романтика, тайна, приключение, тесное общение для детей – и все кабинеты и коридоры в полном распоряжении организаторов. А для устройства спальни на одну ночь ничего особенного не потребуется: чисто вымытый пол в классе, туристические коврики (или маты из спортзала), спальники (одеяла тоже подойдут). Конечно, в день игры ребята приходят в школу ближе к вечеру, играют допоздна. Важно закончить основной сюжет «до отбоя», чтобы самые беспокойные родители могли забрать домой своих детей.
…постарайтесь отказаться от помощи старшеклассников, если хотите сделать родителей активными участниками игры. «Озадаченные» ответственными поручениями (кто-то ужин готовит, кто-то помогает билеты заполнять, кто-то исполняет роль таможенника или сотрудника кадрового агентства) родители будут регулярно созваниваться с учителями и другими родителями, готовиться, настраиваться. И в день игры появятся в школе с пакетами, свертками раньше педагогов.
…попросите школьных психологов, а также педагогов, участвующих в игре, родителей внимательно наблюдать за поведением детей, их предпочтениями, затруднениями, выборами. Только наблюдать – не влиять на решения ребенка. Затем опишите, обсудите эти наблюдения – они помогут составить максимально точную программу пятого класса.
Евгения ПРИХОДЬКО, Алла КРИВОШЕИНА,
Наталья АНТОХИНА, Евгения ШПАКОВА