Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОРИЕНТИРЫ


Куценко Елена

Профессиональное общение как образовательное событие

Несколько идей для инновационного педсовета

Планируя предстоящий педсовет, конференцию, семинар, администрация в первую очередь сосредотачивается на содержании. Между тем форма зачастую гораздо больше передает (или выдает с головой) идеологию организаторов. Особенно в последние годы, когда «нужные» и «правильные» слова  – вроде личностно-ориентированного развивающего образования, проекта или рефлексии – научились произносить все, вне зависимости от того, что делают на практике. А когда смысл слов затерт и обесценен, поневоле приходится обращать внимание на контекст, форму и атмосферу взаимодействия. Ведь если педсовет на тему самостоятельности или самоопределения проводится в традиционной форме, от которой мухи дохнут: доклад по бумажке, заранее спланированные реплики, проверка тетрадей украдкой, – то с декларируемой свободой здесь все в порядке, ее нет.

 

Пространство – открыто

Дело, видимо, в том, что массовая школа пока лишь делает вид, что приняла гуманитарные ценности, которые выражены в словах про компетентность и соуправление, проектную деятельность и признание индивидуальности. От произнесения этих терминов как заклинаний трудно перейти к их воплощению. Очень трудно, ведь ценности – это не методический прием. Но можно попробовать. И начинать было бы логично с учительского сообщества, с методобъединений, педсоветов, профессиональных конференций. Чтобы само это общение перестало быть унылой повинностью, а стало образовательным событием. Таким, например, как апрельская конференция центра «Перекресток» «Проблемы развития в помогающих социальных практиках нашего времени: движение к идеальному или путь в неизвестность?». Там собрались практикующие психологи, социальные работники, сотрудники благотворительных фондов и педагоги, которых оказалось до обидного мало. Ведь сама структура конференции наталкивала на множество идей для инновационного педсовета.
Прежде всего – тема, сформулированная так широко, чтобы вместить в себя теоретические доклады и конкретные техники, размышления о собственных профессиональных трудностях и философские обобщения.
Достаточно просторная тема позволяет пригласить не только узкий круг проверенных докладчиков, а созвать всех давних и новых партнеров, узнать их мнение по проблеме, да и просто пообщаться лишний раз. Ведь если педсовет собирать не по поводу «работы с отстающими», а например, задаться вопросом: «Предсказуемо ли развитие?» – это был один из вопросов, возникших на конференции, – тогда к разговору можно будет пригласить и психологов, и социальных партнеров школы, и заинтересованных родителей. Именно «пригласить» и именно «заинтересованных».
И, может быть, даже распространить это правило на сотрудников. Быть приглашенным, а не обязанным – большая разница, и количество «прогульщиков» вряд ли увеличится по сравнению с обычной практикой. Во всяком случае, в «Перекрестке» в обстановке доброжелательности и добровольности к концу каждого дня конференции число участников почти не уменьшалось. В отличие от официозных форумов, где к середине пленарного заседания зал напоминает сугроб под солнцем и в конце концов все равно остаются лишь заинтересованные люди.
В «Перекрестке» на второй день во время «Открытого пространства» не было даже фиксированного обеденного перерыва. Просто каждый решал для себя, когда ему удобно оторваться от общего обсуждения, перейти в соседнюю комнату к накрытому столу и перекусить. Продолжая, кстати, разговор по теме, только уже с теми, кто оказался рядом.
Еще один нетрадиционный подход состоял в отсутствии жесткой, заранее спланированной программы: организаторы сформулировали общую тему и анонсировали мастерские и секции, но даже тему второго дня, например, определяли по итогам первого. Участники собрались после пленарного заседания и секций, суммировали наметившиеся направления обсуждений и личные пожелания – и задали вектор второго дня, прошедшего в режиме «Открытого пространства». Более подробно мы рассказывали об этой технологии в «ПС» № 9 за 2008 год, но если совсем коротко, то начинается все с круга, где каждый представляется и высказывает свои ожидания. Потом все формулируют собственные вопросы в рамках темы, в данном случае – «Я. Развитие. Неизвестность». Желающие могут предложить свой вопрос коллегам для обсуждения. Вокруг каждого автора вопроса формируется группа, причем никто, кроме автора вопроса, не обязан «досиживать до конца», можно присоединяться к другим группам, одним словом, следовать за своим интересом, а не за регламентом. Все предельно просто, но для многих учителей это было бы опытом свободы, выбора, ответственности – образовательным опытом.

Единственное, в чем можно быть уверенным: развитие непредсказуемо

Если вам понравилась идея сменить тему педсовета с методической и отчетной на личностно- и профессионально значимую, возможно пригодятся и темы, тезисы, суждения участников описываемой конференции. Не для копирования  – для размышления в поисках своих путей.
Учителя так сосредоточены на теме развития детей, что почти не говорят о собственном. Может быть, стоит обратиться к этой теме? Марианна Вронская, председатель правления региональной благотворительной общественной организации «Служба помощи несовершеннолетним женщинам “Голуба”», считает, что в профессиональном мастерстве есть две стороны: компетентность (рациональные знания, владение инструментарием) и способности (интуиция, профессиональная мудрость). Они должны соответствовать друг другу, а если одна из составляющих безнадежно отстала, педагог теряет квалификацию. В некоторых других профессиях можно работать на одной технике или на одной интуиции, но в помогающих профессиях этот конфликт недопустим. В этом балансе заключена главная точка профессионального роста.
А вот по поводу развития ребенка, считает М.Вронская, никакой ясности вообще нет. Может ли внешний наблюдатель заметить и хоть сколько-нибудь верно интерпретировать признаки развития: «Легко замерить скорость бега, но судить о том, стало ли, например, ребенку стыдно в соответствующей ситуации, мы не можем. А как можно работать без объективной оценки результата? Если же игнорировать этот вопрос, мы обречены на сизифов труд».
Впрочем, среди специалистов нет ясности не только по поводу результатов развития, но и относительно того, что это, собственно, такое. В разных источниках развитие трактуется как качественное изменение, улучшение, усложнение, приближение к идеалу. Вячеслав Москвичев, руководитель «Перекрестка», высказал предположение, что развитие – это расширение возможностей. Надо сказать, что, несмотря на высокий статус автора определения, подчиненные не высекли его (определение) тут же на скрижалях, а покритиковали немножко и приняли как одну из рабочих версий. (И к такому повороту администратору тоже нужно быть готовым, если он затевает содержательную, а не формальную дискуссию.)
Действительно, как способствовать процессу развития, не понимая, что это такое? А как только поймешь и станешь руководствоваться этим пониманием, все испортишь – так считает руководитель Центра профилактики асоциального поведения и сиротства Виктор Зарецкий. Потому что деятельность, ориентированная на жестко заданное понятие, становится разрушительной. Ибо все, что в него не вмещается, отсекается или игнорируется. Где же выход? Использовать понятие как ориентир, а не как эталон. И если взрослый будет ориентироваться на то, чтобы сделать ребенка равным субъектом деятельности и рефлексии, воплощать в совместной деятельности свои идеалы, работать в зоне ближайшего развития ребенка, то есть шанс, что его усилия увенчаются успехом, – загадочный и недиагностируемый процесс развития состоится.
Другие участники выдвигали свои предположения относительно условий и факторов развития. Например, возможно ли, этично ли развитие без запроса? Действительно, зачем мы пристаем к ребенку со своими развивающими методиками, когда у него нет такой потребности… Ну да, мы лучше знаем, что ему во благо… Или это наша иллюзия, и никакого развития без внутренней готовности не происходит? И для начала нужно создавать условия для возникновения запроса, а потом уже думать о возможности развития.
Вообще высказывалось много сомнений относительно управления развитием, например, нужно ли его постоянно подстегивать. Кто сказал, что развитие происходит линейно? В нем могут быть остановки и даже некоторый регресс. Возможно, они необходимы ребенку для того, чтобы накопить силы для следующего подъема.
Учитывая непредсказуемость развития, педагог не должен настаивать и на выборе его «правильных» направлений. «Ребенок  – гость в нашем доме», и мы как радушные хозяева предлагаем ему все самое лучшее, создаем все возможные условия, но право выбора остается за ним.
Немало говорилось и о внешних условиях, влияющих на ребенка, и далеко не всегда позитивно влияющих. Одно из парадоксальных высказываний: «Я предпочитаю, чтобы с отрицательными сторонами жизни мой ребенок познакомился достаточно рано – пока мое мнение для него важно, я смогу высказать свое отношение, а он примет к сведению».
Среди внешних факторов, влияющих на нашу жизнь и ставших приметами времени, перечислили несколько. Виртуальность переконструирует нашу жизнь: деньги, время, человеческий труд, отношения все дальше уходят от осязаемой реальности. Смыслы расплываются и утекают. Возможно поэтому так усилилась тяга подростков ко всяким мистическим практикам – чтобы найти хоть какую-то опору.
В то же время многие обращаются к подчеркнуто простой жизни: едут на молодежные фестивали, где нужно жить в палатке, запасать дрова, воду, готовить еду на костре; плетут своими руками «фенечки».
Еще одна ярко выраженная тенденция последних лет – избыточность предложений. Количество опций в гаджетах превышает реальные потребности, компьютерный пользователь скачивает музыку, игры, фильмы – столько, что не пересмотреть за много лет. К чему это может привести? К более тщательному и осознанному выбору? Или, наоборот, вообще отучит от выбора?
Ответов здесь нет и не может быть. Развитие непредсказуемо. Но обсуждение перспектив, разных сценариев будущего в любом случае поможет специалисту, работающему с теми, кто будет жить в этом будущем. Присоединяйтесь к дискуссии, завязавшейся в «Перекрестке».
Кстати, их конференция, состоявшаяся в апреле прошлого года, была посвящена кризисам («Мы не накаркали, мы просто предвосхитили!» – оправдывались организаторы). В этом году говорили о развитии. Это обнадеживает.

Если решите поближе познакомиться с «Перекрестком», заходите на сайт: http://www.perekrestok.info/.

Рейтинг@Mail.ru