Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Луговая Елена

Потребителей образовательных услуг защитит ФАС?

Антимонопольная служба хочет ужесточить ответственность вузов за качество образования

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает изменить порядок лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, обязать вузы предоставлять абитуриентам полную информацию о своих ресурсах, а также допустить негосударственные высшие учебные заведения к госзаказу. Об этом стало известно на заседании Российского совета развития образования (РОСРО), посвященном антимонопольной политике в образовательной сфере.

 

Три проблемы

В своем выступлении руководитель ФАС Игорь Артемьев перечислил ряд проблем, существующих в российской системе образования.
Прежде всего это избыточные и неэффективные механизмы государственного регулирования в этой сфере.
И.Артемьев считает необходимым устранить такие процедуры, как выездная лицензионная экспертиза, но в то же время усилить систему аккредитации, которую надо проводить через два года после лицензирования (а не через пять, как это установлено сегодня) – «с неминуемым отзывом лицензии в случае, если качество полученного образования не соответствует стандартам».
Причем нормы контроля должны быть понятны для всех проверяемых, а при нарушении хотя бы одной из них суд признавал бы результаты такой проверки недействительными.
Также глава ФАС предложил Рос­обрнадзору создавать экспертные комиссии из числа представителей ведущих вузов по каждому направлению – с тем чтобы они вместе с чиновниками контролировали качество образования.
Такие процедуры, по мнению И.Ар­темьева, должны проводиться открыто и публично, и «если комиссия вынесет определенное заключение, то фамилии всех экспертов должны быть опубликованы и все должны знать, кто подписал соответствующий акт».
Еще одна важная проблема – незащищенность потребителей образовательных услуг, которые, поступая в тот или иной вуз, зачастую получают «кота в мешке», не имея полного и достоверного представления о том образовательном учреждении, в котором им предстоит учиться.
Устранить эти недостатки, по мнению И.Артемьева, можно путем введения механизмов страхования ответственности образовательных организаций. Кроме того, необходимо, по его мнению, законодательно обязать вузы размещать на собственных сайтах подробную информацию о том, на основании каких документов они работают, какой научной базой располагают и т.д.
Наконец, третья важная проблема связана с дискриминацией негосударственных образовательных учреждений, когда в силу законодательных ограничений они лишаются права участвовать в нацпроекте наряду с госструктурами. По словам И.Артьемьева, это препятствует развитию здоровой конкуренции на рынке образовательных услуг. ФАС выступает за обеспечение равного доступа к бюджетным ресурсам для учреждений всех типов и видов, включая доступ к госзаказу, в том числе к распределению контрольных цифр приема между государственными и частными вузами на конкурсной основе.

Борьба за прозрачность

Предложения И.Артемьева вызвали большой интерес среди собравшихся, которые, впрочем, не во всем разделяют его позицию.
Так, руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова, согласившись с утверждением об «избыточности лицензионной экспертизы», в то же время подчеркнула, что передача экспертным советам всех решений по аккредитационным процедурам «может стать другой крайностью  – при том, что сама по себе экспертиза законодательно не прописана». Что же касается страхования образовательной ответственности, то считать ее панацеей, по словам Л.Глебовой, «было бы достаточно смелым утверждением».
Аналогичного мнения придерживается и ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, который считает «преждевременным, особенно в условиях кризиса и недофинансирования образовательных учреждений, введение механизма страхования ответственности образовательных учреждений».
«В этом вопросе следует провести более тщательный экономический анализ»,  – отметил ректор ведущего вуза.
В то же время он и другие члены РОСРО поддержали идею прозрачности вузовской деятельности и предложили ряд показателей, которые вузы обязаны публиковать в интернете – от описания учебно-лабораторной базы и адресов общежитий до заработка преподавателей и наличия стипендий и грантов для лучших студентов.
РОСРО предлагает проводить всероссийские конкурсы среди вузов – с тем чтобы стимулировать образовательные организации, наиболее полно реализующие в своей деятельности принципы прозрачности и общественной подотчетности.

Против демпинга

Неоднозначные суждения вызвали заявления И.Артемьева о негосударственных образовательных учреждениях.
Многих беспокоит проблема демпинга на рынке образовательных услуг, когда «огромное количество вузов и филиалов готовит по минимальным ценам специалистов с таким же минимальным набором профессиональных компетенций, но получающих при этом диплом государственного образца».
Бороться с этим явлением, по общему мнению, следует в рамках процедур государственной аккредитации и контроля качества образования. Для этого ведущим вузам России необходимо разработать контрольно-измерительные материалы по каждому направлению подготовки для проверки базовых знаний студентов, тем более что нынешний уровень тестов мало кого устраивает.
Планируется создать банк заданий по определенному набору предметов.
Участники заседания приняли за основу предложенный проект решения с учетом высказанных замечаний и дополнений.

Рейтинг@Mail.ru