Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ


Дашковская Ольга

Либо отложить, либо сделать добровольным...

Оппоненты единого экзамена настроены решительно

Оппоненты ЕГЭ обратились к президенту, правительству и Думе с предложением отложить введение единого экзамена на три года либо принять законопроект о его добровольности. Об этом стало известно на прошедшей в Москве II Всероссийской педагогической конференции «Образовательная политика – 2009: кризис и антикризисные программы». Организатором мероприятия выступило общественное движение «Образование для всех» под руководством депутата Госдумы, заместителя председателя Комитета по образованию Олега Смолина.

 

Негласный протест

Единому экзамену на конференции был посвящен специальный «круглый стол».
Напомним, что еще в прошлом году в Думу был внесен законопроект о добровольности ЕГЭ. Однако его рассмотрение до сих пор откладывается – правительство дало на законопроект отрицательный отзыв. Кроме того, большинство членов профильного комитета во главе с председателем Григорием Балыхиным не поддер­жали этот документ.
Как рассказал Олег Смолин, противники ЕГЭ сделали следующий ход: 92 депутата Думы обратились в Конституционный суд с просьбой проверить законность ЕГЭ. Также в мае единый экзамен станет предметом специальных слушаний в Верховном суде.
Выступавшие на «круглом столе» родители выпускников поделились своими тревогами и сомнениями.
Как рассказала мама ученика, приехавшая из города Лысые Горы Саратовской области, в школах в преддверии ЕГЭ царит тяжелая атмосфера. Учеников постоянно пугают, что если они не сдадут ЕГЭ, то получат справки вместо аттестата. А педагоги находятся между молотом и наковальней, поскольку боятся потерять стимулирующие надбавки в том случае, если их ученики получат за ЕГЭ плохие оценки (увы, такая практика уже давно прижилась в регионах, в которых действует новая система оплаты труда).
Стоит ли после этого удивляться, что многие педагоги отговаривают своих учеников сдавать предметы по выбору? Например, в ряде регионов на физику записались менее 15% учащихся, о чем с возмущением говорил министр Андрей Фурсенко в одном из своих выступлений.
Кстати, по словам родителей, одиннадцатиклассники теперь уделяют основное внимание только двум обязательным предметам – математике и русскому языку, а все остальные – «отбывают», что, безусловно, сказывается на качестве знаний.
И все-таки, несмотря на всеобщее недовольство, люди не горят желанием участвовать в митингах против ЕГЭ.
По словам активиста одного из левых движений Бориса Тарасова из Барнаула, «учителя боятся принимать участие в акциях протеста из-за страха быть уволенными».
Но дело здесь не только в страхе или в пассивности граждан. По словам доцента из Новосибирска Елены Пулиновской, «многие современные школьники, предпочитающие компьютерные игры книгам, привыкли к тестам, их они вполне устраивают».
«Поэтому привлечь их к активным действиям крайне сложно, а на митинги против ЕГЭ приходят люди старшего поколения. И это смотрится комично»,  – считает Е.Пулиновская. По ее убеждению, необходимо бороться за отмену ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам, поскольку КИМы по истории не выдерживают никакой критики и, кроме того, носят идеологический характер.
Директор московского центра образования № 170 имени Чехова Элла Гуськова считает, что «кризис и ЕГЭ – вещи несовместимые». И те огромные средства, которые расходуются на организацию ЕГЭ и подготовку КИМов, надо направить на повышение учительской зарплаты, ремонт аварийных школ и решение других, гораздо более острых проблем.
Но если ЕГЭ так плох, то какие могут быть альтернативы?

Смена концепции?

Некоторые специалисты считают, что менять надо прежде всего процесс обучения, тогда не возникнет проблем с итоговой аттестацией, в какой бы форме она ни проводилась.
С этим категорически не согласился специалист-тестолог Владимир Хлебников, бывший директор Федерального центра тестирования, стоявший у истоков ЕГЭ.
По его словам, «оценка знаний – это точка опоры, краеугольный камень», но «надо не бороться с частностями, а полностью менять концепцию итоговой аттестации».
Взамен ЕГЭ он предлагает единую систему государственного оценивания. Не одноразовую проверку знаний выпускников, как это происходит сегодня, а систему мониторинга на всех ступенях обучения. При этом тесты должны разрабатываться с учетом разного уровня знаний учащихся.
«Это позволит снять психологическое напряжение у детей и педагогов, составить портфолио достижений школьников за все годы обучения и получить достоверную картину знаний», – убежден В.Хлебников.
Оппоненты ЕГЭ настроены решительно, хотя в их рядах звучат и пессимистические высказывания.
«Схватку против ЕГЭ в 2009 году мы уже проиграли», – считает профессор, председатель Совета директоров школ РФ Яков Турбовской.
Однако в отличие от него Олег Смолин убежден, что в этом году противникам ЕГЭ удалось добиться многого.

Обращение и программа

Так, несмотря на заявление министра А.Фурсенко о том, что «отката от ЕГЭ не будет», в Закон «Об образовании» был внесен ряд изменений, дающих право сдавать вступительные экзамены в традиционной форме выпускникам ссузов; иностранцам; выпускникам, закончившим школу до 1 января 2009 года, поступающим на вечерние и заочные отделения, и некоторым другим категориям граждан.
По предварительным прогнозам, около 30–40% абитуриентов в этом году получат возможность сдавать вступительные экзамены, минуя систему ЕГЭ.
Тем не менее участники конференции проголосовали за Обращение к президенту, председателю правительства, руководителям палат Федерального Собрания и образовательному сообществу, в котором предлагается поддержать законопроект о добровольности ЕГЭ или отложить на три года его обязательное введение.
Также была принята программа антикризисных мер, состоящая из 13 пунктов. В числе первоочередных требований  – выделение дополнительно из федерального бюджета 500 млрд рублей на повышение (не менее чем на 30%) заработной платы педагогам, медикам и другим работникам бюджетных учреждений регионального и муниципального подчинения.
Кроме того, предлагается повысить до прожиточного минимума социальные стипендии нуждающимся студентам вузов и учащимся ПТУ и техникумов и отменить все налоги для образовательных учреждений, при условии реинвестирования средств в образовательный процесс.
Предлагается также принять законы о дополнительном образовании детей и взрослых, об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (оба документа уже подготовлены депутатами Госдумы четвертого созыва) и заморозить на три года введение закона о двухуровневом образовании.
Участники конференции выступили с инициативой о проведении Конгресса образовательного сообщества.

Рейтинг@Mail.ru