КРУГ ВОПРОСОВ
Министр отчитался перед депутатами
Законодатели разошлись с ведомством в оценке ситуации в образовании
Министр Андрей Фурсенко провел в начале мая «правительственный час» в Думе, где рассказал, какие меры предпринимает правительство, чтобы повысить качество и конкурентоспособность образовательных услуг. После доклада министра возникла дискуссия на тему ЕГЭ, в ходе которой выяснилось, что у единого экзамена достаточно противников даже среди депутатов правящей партии.
Перечень достижений
А.Фурсенко начал свой доклад с представления итогов нацпроекта. Как рассказал министр, нацпроект позволил создать на всех уровнях образования «сеть ведущих учебных заведений». На развитие их материальной базы было потрачено около 80 миллиардов рублей.
Каковы результаты? По словам А.Фурсенко, в 2004 году менее 15% школьников обучались в современных условиях. А сегодня в среднем по стране – 50%, а в регионах, внедряющих комплексные проекты модернизации образования (КПМО), – 60%.
В вузах – победителях нацпроекта, по словам министра, «совершен скачок вперед на 10–15 лет, что сделало эти учреждения абсолютно конкурентоспособными и в России, и на международном уровне». Сегодня в этих учреждениях учатся примерно 10% от общего числа студентов страны.
Повышается, по мнению руководителя отрасли, и качество учебников. К нему, как напомнил министр, еще несколько лет назад было немало претензий. С 2005 года экспертиза учебников проводится ведущими экспертными организациями, среди которых РАН и РАО. Только что утвержден и зарегистрирован в Минюсте порядок отбора организаций, издающих пособия, которые допускаются к использованию в образовательных учреждениях.
Еще одно базовое условие качественного образования – кадры. Как рассказал министр, ежегодно повышают квалификацию порядка 400 тыс. преподавателей. В ближайших планах министерства – введение подушевого финансирования в системе повышения квалификации. Цель такого подхода – обеспечить каждому учителю реальный выбор, развить конкуренцию между организациями, предлагающими программы и модули повышения квалификации.
Важную роль в повышении социального статуса преподавателей, по мнению министра, играет введение в образовательных учреждениях новых систем оплаты труда (НСОТ).
«Сегодня в школах, перешедших на НСОТ, зарплата учителей выросла в среднем на 60 процентов, а наиболее квалифицированных – в два раза и выше. В более трети регионов, получивших поддержку, средняя зарплата учителей в школах, перешедших на НСОТ, превысила среднюю в экономике. По оперативным данным, в регионах практически нет учительских вакансий. Отмечается приток молодежи в школы, омоложение кадров в вузах», – с удовлетворением констатировал А.Фурсенко.
И для полноты картины добавил, что «в эффективно работающих московских вузах сегодня средняя зарплата преподавателей достигает 30 тыс. рублей в месяц». (Хотя по данным столичного профсоюза работников образования и науки, эта цифра вдвое меньше.)
Не верим!
Депутаты критически отнеслись к выступлению министра и к приведенным в нем цифрам.
Так, Виктор Шудегов («Справедливая Россия») оспорил данные Минобрнауки о том, что зарплата учителя повысилась на 60–70%.
«Позвоните в школы своих регионов, – обратился он к коллегам-парламентариям, – и вы узнаете, что зарплата повысилась только на 6–7%».
По словам Шудегова, учителя озабочены тем, что надбавки за классное руководство со следующего года будут выплачиваться в рамках НСОТ. А регионам на эти цели не хватает 68 млрд рублей.
У министра не нашлось аргументов для опровержения этих фактов.
Довольно жесткую полемику вызвала реформа сельской школы.
«Только в прошлом году было закрыто 2,5 тысячи сельских школ. Сказывается ли это на качестве образования?» – поинтересовалась Нина Останина (КПРФ).
«Конечно, сказывается, причем в лучшую сторону», – уверенно парировал А.Фурсенко, по мнению которого «невозможно дать хорошее образование в школе-развалюхе, в которой занимаются пять учеников».
«Поэтому надо строить новые дороги, закупать школьные автобусы и создавать для всех ребят возможности учиться в нормальных условиях», – подчеркнул министр, опровергая, «искаженные», по его словам, представления о том, что закрытие малокомплектных школ происходит ради экономии средств.
Но есть задачи, на решение которых государство действительно не жалеет денег.
Так, А.Фурсенко констатировал, что на разработку интегрированного закона «Об образовании» было израсходовано 28 млн рублей (конкурс выиграли специалисты юрфака МГУ).
Концепция этого закона утверждена и внесена в правительство, а принять его планируется в 2010 году.
Самый острый вопрос – сколько средств затрачено на проведение ЕГЭ за все годы? – задал министру депутат Николай Левичев («Справедливая Россия»), потребовав назвать сумму в рублях, а не в иностранной валюте.
После короткой заминки и небольшой консультации с представителями Рособрнадзора министр эту сумму назвал: 3,5 млрд рублей.
По его словам, эти деньги были израсходованы на приобретение оборудования для информационно-ресурсных центров, а также на повышение квалификации и переподготовку преподавателей.
Статистика и шахматы
ЕГЭ стал лейтмотивом обсуждения не только потому, что значился вторым вопросом в повестке «правительственного часа», но еще и потому, что интерес к этой теме накануне проведения единого экзамена всячески подогревается оппозицией.
По мнению А.Фурсенко, «ЕГЭ абсолютно необходим для того, чтобы улучшить ситуацию в системе образования в стране в целом».
Для доказательства этого тезиса он использовал весь имеющийся арсенал данных, включая статистические и социологические.
Так, если в прошлые годы семьи ежегодно тратили на вступительную кампанию порядка 1 млрд долларов, из них около 700 млн – на проезд к месту поступления и проживание абитуриентов, то теперь эти расходы, по утверждению министра, «существенно сокращаются», благодаря чему преодолевается «имевшее место географическое неравенство».
В частности, с введением ЕГЭ в Чувашии доля выпускников школ, поступивших в вузы за пределами республики, возросла с 5% до 18–20%. Доля иногородних первокурсников в Санкт-Петербурге увеличилась с 32% до 47%. Аналогичная ситуация в Москве.
«По данным обширного исследования ВЦИОМа, завершенного в марте–апреле текущего года, ЕГЭ поддерживается теми, кто стремится получить качественное образование», – подчеркнул министр.
Особое внимание в своем выступлении А.Фурсенко уделил опровержению «мифов, распространяемых вокруг ЕГЭ», которые, «как всегда, строятся на недобросовестном искажении фактов».
Так, высокие результаты ЕГЭ по математике в Якутии он объяснил успехами «известной в стране сильной математической школы этой республики».
Успехи калмыцких школьников в ЕГЭ по математике министр объяснил, в частности, тем, что в этой республике едва ли не все жители увлечены шахматами, которые, как известно, развивают логическое и математическое мышление.
В завершение А.Фурсенко подчеркнул, что по случаям, когда результаты в пунктах сдачи ЕГЭ выше среднестатистических, проводятся необходимые проверки, а при обнаружении нарушений (как это было в Татарстане) виновники понесут наказание.
Два сценария для ЕГЭ
Однако эти доводы не убедили депутатов в том, что с ЕГЭ все в порядке. Оппонировали министру даже представители «Единой России».
Ссылаясь на многочисленные жалобы родителей по поводу «непрозрачных процедур зачисления в вузы по результатам ЕГЭ», единоросс Марина Мукабенова поинтересовалась, «какова вероятность коррупции при проведении ЕГЭ на местах».
«ЕГЭ и олимпиады – главный способ борьбы с коррупцией, поскольку это объективный способ проверки знаний. Эти процедуры организованы таким образом, что они не оставляют возможностей для коррупционных действий», – заверил министр.
Единоросса Ильдара Гильмутдинова беспокоил вопрос о том, как обеспечивается равенство возможностей при сдаче ЕГЭ по русскому языку для учащихся школ с нерусским языком обучения.
По словам министра, эта тема заслуживает отдельного обсуждения, но в любом случае «изучение родных языков не должно препятствовать изучению государственного».
«Хорошее знание государственного языка является гарантией успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку и другим базовым предметам. И условия для этого должны быть созданы для всех детей, независимо от того, в каких школах они учатся», – убежден А.Фурсенко.
Но главная атака ожидала министра со стороны оппозиции. Заместитель председателя Комитета Думы по образованию Олег Смолин представил два сценария сдачи ЕГЭ в текущем году.
Так, если нижняя планка удовлетворительной оценки будет установлена высоко, то тогда, по прогнозам Смолина, 15% детей не получат аттестат.
Если же будет установлен самый низкий минимальный балл, то в этом случае, по словам депутата, «несчастных детей будет меньше, но идея ЕГЭ будет полностью дискредитирована, чего она в общем-то и заслуживает».
В заключение своей речи О.Смолин вызвал министра на интеллектуальную дуэль, предложив вместе сдать ЕГЭ по русскому языку в редакции одной из центральных газет.
Отложим споры?
Председатель думского Комитета по образованию Григорий Балыхин («Единая Россия») тут же поспешил отмежеваться от позиции своего заместителя. Заявив, что в нынешних условиях «ЕГЭ становится самой главной антикризисной мерой, обеспечивающей реальную экономию средств семей для поступления детей в вузы», он обрушился с критикой на оппонентов этой формы итоговой аттестации.
«Они хотят сохранить старые коррупционные схемы приема, лишить возможности сельских школьников продолжать свое образование в вузах», – убежден председатель профильного комитета.
Сам министр спокойно отреагировал на выпады в свой адрес, миролюбиво констатируя, что «какие бы разные у нас ни были точки зрения, нам работать вместе». Более того, он дипломатично признал, что «образование становится лучше благодаря оппозиции, мы более вдумчиво решаем многие вопросы».
В то же время он подчеркнул, что «ЕГЭ состоится в установленные сроки», и обратился к противникам с требованием не создавать своими выступлениями «дополнительную нервную обстановку для учащихся и родителей».
На данный момент министр выиграл словесный поединок, и на его стороне пока еще есть единомышленники из числа законодателей.
Но ситуация может резко измениться после проведения ЕГЭ-2009. И споры продолжатся, но уже, вероятно, с другим раскладом сил…
Публикация статьи произведена при поддержке официального интернет-магазина adidas www.adidas.ru. Если Вы хотите по низкой цене и не покидая кресла за Вашим компьютером, купить высококачественную спортивную обувь, то предложение интернет-магазина adidas для Вас. Посетив интернет магазин обуви, одежды и аксессуаров для спорта www.adidas.ru, Вы найдете большой каталог продукции, включающий в себя мужскую, женскую и детскую обувь для боулинга, футбола, бега, тенниса и фитнеса. Различные способы оплаты и доставка по всей России, делают покупку через интернет-магазин www.adidas.ru по настоящему простой и удобной.