Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2009
Третья тетрадь
Детный мир

В НАШЕМ КЛАССЕ


Нечепаева Марина

Сложатся ли у будущего первоклассника нормальные отношения со школой?

Это зависит в том числе и от стиля воспитания, принятого в семье

Наступил конец апреля, и большинство детей от 6 до 8 лет уже прошли оформление и записаны в первый класс. Я работаю медицинским психологом в детской поликлинике и имею опыт психодиагностического обследования детей для оформления
их в школу. Однако готовность к обучению касается не только детей, но и родителей. На консультации я объясняю, что тестового обследования ребенка недостаточно, желательна беседа с родителями, чтобы определить стиль воспитания в семье. Это не менее важно для адаптации ребенка к школе, чем сформированность внимания или речевых навыков.

 

В психологиии существуют понятия «функциональная семья» и «дисфункциональная семья». Функциональная (здоровая) семья характеризуется гибкой иерархической структурой, ясно сформулированными семейными правилами, сильной родительской коалицией. Здоровая семья  – это «система в движении». Дисфунк­циональная семья – семья, которая не обеспечивает личностного роста каждого из своих членов.
Чаще приходят на консультацию со своими размышлениями, проблемами, связанными с воспитанием ребенка, родители из функциональной семьи. Дисфункциональная семья обычно закрыта для общения. Из такой семьи обращаются за консультированием и рекомендациями, обычно когда у ребенка формируются невротические и психосоматические заболевания.
Какие же стили взаимоотношений в системе «родители – ребенок» распространены в семьях? И как они влияют на адаптацию ребенка к школе?

Гиперопекаемый тип родительско-детских отношений

1. Обычный гиперопекаемый тип характеризуется тем, что ребенка постоянно контролируют. Потребность в понимании и умении «хотеть что-либо» у него не формируется. Это ведет к меньшей самостоятельности, меньшей ответственности у будущего школьника, но для него самого такой способ отношений с людьми вполне комфортен.
Осваивая учебу, первоклассник скорее всего перенесет этот стиль на отношения «ученик–учитель». А готов ли к этому учитель, у которого в классе будет не меньше 20 учеников?

2. Доминирующий тип в родительско-детских отношениях. Родители тепло и заботливо относятся к детям, но не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых. Причем всех взрослых, с которыми ребенок может общаться. Гиперопека в этом случае выражается в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, всегда защищать его (даже если в этом нет необходимости), следить за каждым его шагом, охранять от предполагаемых опасностей, беспокоиться о нем по поводу и без повода, удерживать детей около себя, «привязывать» к своему настроению и чувствам, обязывать поступать определенным образом.
С кем-то из родителей, чаще всего с матерью, наблюдается «слияние», а частичная личностная идентификация, которая формируется к 7 годам, отсутствует. Когда я провожу психологическую консультацию с родителем и ребенком, то одним из психологических признаков «склеивания» отношений становится повторяющееся местоимение «мы». «Мы зубы почистили, умылись, еду приготовили, сели рисовать». Я задаю вопрос, адресованный матери: «Перечислите, пожалуйста, события вашей жизни, где вы могли бы употреблять местоимение “я”». Если мама к этому не готова, то стиль воспитания ребенка останется прежним и поведение будущего школьника характеризуется психологической инфантильностью.
В школе это проявится тревожностью на занятиях и на переменках, привязанностью к своему учителю как проекции отношений с «женской фигурой» в семье  – мамой или бабушкой.

3. Потворствующая гиперопека. Ребенку уделяют достаточно времени. Но на что родители направляют свои усилия? Ограждая от любых трудностей и «скучных, неприятных дел» (как им кажется), потворствуя прихотям и капризам, они, по сути, прислуживают детям. Это может сопровождаться восхвалением, преувеличением способностей и талантов ребенка. Прививается желание всегда быть на виду, ни в чем не видеть отказа, транслируется уверенность в блестящем успехе в жизни. Ребенок теряет способность к собственной мобилизации, у него формируется так называемая «выученная» беспомощность. А сколько учеников будет в новом классе? Что произойдет в настроении ребенка, который вынужден будет жить по другим правилам?
Случайно ли возникает в семье такой стиль воспитания? Исследования психологов показывают: одним из факторов, способствующих возникновению потворствующей гиперопеки, могут быть супружеские отношения в семье. Неудовлетворенная отношениями с мужем, мама ребенка часто компенсирует эту неудовлетворенность, перенося стиль взаимодействия из системы «муж – жена» на систему «ребенок  – мать». Она непроизвольно стремится к созданию у детей зависимости от нее. Формируется психологический механизм привязывания и обязывания ребенка действовать определенным, раз и навсегда заданным образом.
А второй фактор можно объяснить неосознаваемыми негативными чувствами к ребенку: враждебность, непринятие, злость и как полярное переживание – чувство вины. Отсюда и потакание ребенку. Полярные чувства «любовь и ненависть» реальны, но не осознаются, а чаще вытесняются в подсознание.

4. Повышенная моральная ответственность родителей (перфекционизм). При таком типе воспитания к ребенку предъявляются очень высокие требования. У него огромный перечень обязанностей: бытовые, спортивные, музыкальные и т.д. Родители следят строго, хотят, чтобы ребенок не имел недостатков. С младшими школьниками родители готовят уроки. Не имея опыта учителя, принимают холодный, назидательный тон, всеми силами стараются выжать из ребенка самостоятельные действия. Дети отвечают на давление (подавление) разными уловками: плачем, неожиданной «тупостью», беспомощностью. Строгость и чрезмерная ответственность родителей часто оборачиваются отсутствием у ребенка интереса к учебным предметам по принципу: «А зачем, все равно не пойму» или «А, что бы я ни сделал, все равно будут ругать». Если ребенок-школьник начинает понимать, что родители могут полюбить его только за что-то – за успехи, за похвалу окружающих, а сам по себе он никакой ценности не представляет, возникают неуверенность, пассивность, низкая самооценка, болезненная стеснительность.
Каждый первоклассник вступает в социальную, самостоятельную, новую для него жизнь. И если его чрезмерно опекали разными способами, ему будет непросто в школе, где много сложных жизненных ситуаций.

Адекватный тип родительско-детских отношений

Социализированность – подготовленность к общению, понимание своих целей и желаний – свойственна ребенку из семьи именно с таким стилем воспитания. Члены семьи принимают и любят друг друга. Занятость на работе сочетается с увлечениями в разных формах: это любительский спорт, музыка, шахматы, кулинария, марки – да все что угодно! Но родители не говорят: «Я даю тебе пример – учись!» Их заинтересованность в развитии ребенка проявляется естественно, в совместных занятиях с ним спортом, искусством, хозяйством. Доминирующие чувства в общении «родитель–ребенок» – уважение.

Гипоопекаемый тип родительско-детских отношений

1. Вынужденная гипоопекаемость ребенка – вынужденная недостаточность внимания. Одна из причин таких отношений в семье – социальные сложности: слишком молодой возраст родителей, занятость на работе, жилищные проблемы, одинокое родительство. Ну а когда в семье случается достаточная сумма денег или выпадает праздник, родители исполняют все прихоти ребенка, делают подарки, хотят таким образом проявить свою любовь. Дети учатся привлекать к себе внимание любыми способами, манипулировать родителями, заодно у них развивается уверенность в том, что «если я захочу, родители все сделают». Когда ребенок вырастет, у него скорее всего не будет адекватного «образа-Я», он будет искать подтверждения от окружающих: какой я? Что я значу для близких и просто знакомых?

2. Обычная гипоопекаемость с эмоциональным отвержением. У родителей нет времени и желания заниматься ребенком. Крайняя форма проявления гипоопеки с эмоциональным отвержением – отсутствие всякого ухода за детьми. Такое встречается в алкогольных семьях. У ребенка не сформировано понимание социальных норм и правил социальной жизни. Когда он станет первоклассником, ему будет очень непросто адаптироваться.
Такой стиль воспитания встречается не только в асоциальных семьях, но и во внешне благополучных. Семьи материально обеспечены, но родители игнорируют детей. А ведь навыки к эмоциональному отклику формируются с момента рождения, в раннем детстве. По опыту моей работы речевые навыки, интеллектуальная сфера, мышление будут формироваться гораздо сложнее и опаздывать по возрасту, если ребенку не хватает эмоционального тепла.

3. Доминирующая гипоопекаемость с эмоциональным отвержением. Детей в таких семьях можно условно сравнить с некоторыми сказочными героями: мальчик-с-пальчик, Золушка, падчерица из сказки «Двенадцать месяцев». Родители или приемные родители, по разным собственным психологическим причинам, слишком требовательны к детям. Они добиваются послушания, беспрекословного соблюдения порядка, подчинения семейным традициям, игнорируют человеческие, эмоциональные, бытовые потребности ребенка. Близкие люди тяготятся им, враждебны или недоброжелательны к нему, не уделяют ему даже внимания. Зато строго наказывают за невыполнение требований, а когда начинается учеба в школе – за плохие оценки. Ребенок живет под страхом условной «гильотины», телесного наказания. А телесное наказание приводит ребенка к интеллектуальной деградации. В школе, к сожалению, – это и мои наблюдения по работе, и статистика  – дети, выросшие в системе воспитания «доминирующая гипоопека» чувствуют себя в классе изгоями.
Как правило, у травмированного первоклассника педагог обращает внимание на зажатость, закрытость его поведения в школе и просит проконсультировать родителей. В семьях с доминирующей гипоопекой встречаются случаи не только физического, но и психического (эмоционального) насилия. Как это проявляется? Оскорблениями, унижением ребенка. Его пугают: например, запирают в темной комнате, зная, что ребенок этого боится. Предъявление к девочке или мальчику требований, не соответствующих возрасту и возможностям; ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, социальная изоляция. Все это ведет к тому, что дети нередко или с трудом адаптируются к новым условиям или уходят в мир фантазий. Или даже в наркотическое «успокоение»: клей, табак, алкоголь. Бродяжничество. Другой уход от перечисленных жизненных ситуаций – суицидальные мысли, намерения и действия. В собственном воображении школьник не представляет свою реальную смерть, она кажется ему неким игровым событием: «Выпью лекарства побольше, усну, а потом проснусь. Вот я их напугаю, накажу, чтоб не только я страдал, но и они тоже».

...Драматизм в том, что абсолютное большинство родителей хотят только хорошего для своих детей. Но часто оказываются в плену своих представлений и не могут изменить стиль воспитания. Ситуация, когда ребенок становится школьником, очень хороший период, чтобы понаблюдать и проанализировать: все ли меня устраивает в моем собственном поведении и в поведении моего ребенка? Если вы обладаете таким позитивным психологическим качеством, как готовность к изменениям, то имеет смысл начать их. А может быть, все в порядке и ваш стиль воспитания можно отнести к адекватному типу отношений и взаимодействий с ребенком, который станет первоклассником.

Рейтинг@Mail.ru