Педагогический марафон 2009: дистанция пройдена!
За двадцать дней Восьмой московский марафон учебных предметов принял почти 20 000 учителей. Выдано 18 325 именных сертификатов. Проведено 230 занятий и несколько десятков дополнительных мероприятий.
Педагоги использовали все возможности самой большой ежегодной педагогической конференции страны: обучение, обмен опытом, консультации, общение с коллегами.
Масштаб марафона, его представительность позволяют заметить и зафиксировать актуальные проблемы и тенденции школьного образования, уловить настрой педагогов и «состояние умов» – прикоснуться к педагогической реальности…
Может ли учитель
чувствовать себя свободным?
Выбор у человека есть всегда. «Когда мы научимся работать вместе с детьми, тогда дети будут нам наградой» – эту фразу, прозвучавшую на марафоне в заключительные дни, было хорошо слышно. Она диссонировала с привычными репликами о непосильных нагрузках, нерешаемых проблемах и абсурдных требованиях. Напоминала: главное – понимать, чего ты хочешь; не забывать, ради кого работаешь.
Пусть аббревиатурой «ЕГЭ» пестрели вертикальные и горизонтальные линейки программ дней марафона, пусть возглас «ЕГЭ! ЕГЭ! ЕГЭ!» раздавался в аудиториях как набат – все же кесарю кесарево. Одной лишь подготовкой к внешнему контролю ни учителя, ни ученика, ни школьное образование не исчерпать.
В День учителя литературы на марафон приехала Наталья Дмитриевна Солженицына, президент Русского общественного фонда Александра Солженицына: «Он всегда считал себя принадлежащим к учительскому сословию, с особым вниманием относился к письмам учителей, болезненно воспринимал беды и тяготы их жизни, проблемы российской школы. Ему школа всегда давала ощущение свободы. И в детстве, когда он обретал легкость и внутреннюю гармонию, погружаясь в мир математики, и потом, когда ему, ссыльному «врагу народа», позволили все же стать преподавателем математики в маленьком казахском поселке. Входить в класс, открывать ученикам необычайное, давать им шанс стать вровень с благополучными сверстниками хотя бы в знаниях – разве мало этого, чтобы чувствовать себя на воле?»
Наука оценивать
Наверное, стереотипы мешают больше всего. Например, всякий раз, когда разговор заходил о новых формах оценивания, было видно: оценка воспринимается учителями как способ маркировать результат, причем по трехбалльной шкале. Даже «портфолио на пятерочку», хотя портфолио как раз предполагает экспертную оценку. Марина Пинская из ГУ-ВШЭ приводила цифры: 65% зарубежных учителей оценивают детей для того, чтобы понять, как следует изменить преподавание, а 65% наших учителей – чтобы маркировать результат.
Однако, сохраняя традицию, на компетентностный подход не выйти. Марина Шалашова, доцент Арзамасского педагогического института на Дне учителя химии разъясняла: «Поскольку ребенок, не знающий теории, но умеющий найти нужную ему информацию в справочной литературе и решивший задачу правильно, демонстрирует компетентность, а тот, кто все выучил, а применить не смог, – нет, нужна другая логика оценивания». Она предложила комплексное измерение, в которое входят такие методы, как контекстное задание, портфолио, кейс-измерители.
Кейс, например, – пакет заданий, индивидуальных или групповых, они очерчивают реальную проблему, которая не имеет единственного и очевидного решения. Для поисков оригинального выхода ребенок должен проанализировать проблемную ситуацию, используя знания по изучаемому предмету, предложить решения и обосновать выбор именно этих вариантов. Проведя комплексное измерение компетентности, учитель по специальной формуле высчитывает рейтинговый балл ученика по предмету. Трудоемко, но дело не в примере, а в самой идее формирующего оценивания.
Диктатура Портфолио
Среди сотен брошюр Издательского дома «Первое сентября» лучше всех на марафоне продавалась брошюра про портфолио – уходило по триста экземпляров в день. Что же говорить о популярности занятий, в теме которых стояло это слово! Вроде бы хорошо: востребован инструмент качественной оценки труда ученика и учителя, а при желании – и формат программы личного развития. Но если бы так! Из разговоров на семинарах следовало: портфолио повсеместно вводится в принудительном порядке, является обязательным при аттестации, а создается отнюдь не для личного употребления, а для проверяющих, в соответствии с их вкусами и представлениями. Поэтому люди хмурились, когда слушали о содержании и структуре портфолио, в которое учитель «вложил» личностные смыслы и представления о своем реальном развитии (мастер-класс Марины Пинской на Дне школьной администрации). Ведь спрашивают другое, пухлое и разноцветное. А то, что не спрашивают, – зачем делать? С такой точки зрения критерий, предложенный ведущей для оценки портфолио, выглядел очень уж наивным: «Дети пошли в рост, им стало интереснее учиться, то есть достижения учителя работают на успешность учеников».
Что тут сказать? Профанировать можно все, если использовать не по назначению. Например, в портфолио, в инструменте проектирования профессионального развития учителя, увидеть кнут. Или пряник, не важно.
«К сожалению, подходы «от смысла» к нашей реальности отношения не имеют. Нам бы «поучаствовать», вот самое актуальное слово сегодня», – вздыхала директор московской школы. Тут узел многих проблем: людей заставляют сначала делать, потом думать. И что-то по-человечески важное в них атрофируется.
Требование полноты
и адекватности
Инструментов в образовании теперь каких только нет: портфолио, проекты, НСОТ, ЕГЭ… Вопрос – в чьих они руках, ибо управляет все равно человек. Этим, в частности, объясняется ажиотажный спрос на выступления специалистов, составляющих КИМы для аттестации школьников. С одной стороны, все давно расписано, всюду выложено и на места всем донесено. А с другой – интересно, что все-таки имеют в виду авторы: почему, зачем, как? Хочется уловить идеологию, саму сердцевину процесса тестирования.
На марафоне это было возможно, несмотря на перегруженность аудиторий (давалась прямая трансляция в другие залы). Что характерно: идеология составителей КИМов явно расходится с практикой потребителей. Они: «принцип», «закономерность»; мы: «навык», «шаблон». Словно одна сторона не понимает, что другая подносит к глазам тот же бинокль, но противоположной стороной.
Характерный диалог со Дня учителя информатики: «На каких языках лучше писать ответы на задачи части С в ЕГЭ? Мы даем Visual Basic, а задачи рассчитаны на TurboPascal». – «Коллеги, ЕГЭ не опирается на определенные языки программирования, наша задача – научить учеников алгоритмическому мышлению».
На Дне учителя русского языка Ирину Цыбулько спрашивали по поводу части С: «Как это – изложить кратко и полно?» Она, конечно, отвечала про микротемы текста, которые все должны быть представлены в кратком пересказе. Но про то, как учить видеть эти микротемы в тексте, сколько их надо «пройти», конечно, не говорила. Все на доверии учителю, а по индукции – ученику. Но доверие-то как раз самая большая роскошь в школе.
Что интересно: год от года люди слышат про ЕГЭ практически одно и то же, но все еще не уверены, что поняли сообщение до конца, поэтому на марафоне приходилось слышать: «Дайте дослушать про ЕГЭ, не до сертификата». Видимо, требование полноты и адекватности понимания остается актуальным не только для детей, выполняющих часть С по русскому языку.
Люди и книги
На Дне школьного библиотекаря говорили: если ученики любят и понимают книги, они вырастут людьми. Продолжая аналогию: насколько окружающие взрослые любят и понимают книги, настолько и дети будут привязаны к ним.
Из выступления Валерии Стельмах, эксперта по вопросам социологии чтения фонда «Пушкинская библиотека»: «Что происходит сегодня с домашними библиотеками? Опросы показали, что у 24% семей книг вообще нет, у 39% – около 100 штук. Только у 4% семей в библиотеке более тысячи книг».
Можно возразить: бумажная книга морально устарела, ей на смену пришли электронная и звуковая. Наверное, люди просто по-другому стали читать. Примерно так говорил недавно Игорь Реморенко, директор Департамента образовательной политики, обсуждая проект «Наша новая школа»: надо изъять из школы все бумажное, все эти наглядные пособия, таблицы, карты, портреты и обязать учителей пользоваться только цифровыми ресурсами.
Подобный максимализм вряд ли уместен. Бумажная книга, картина, карта – живой отдельный продукт, тепло большой культуры. На Дне учителя литературы профессор СПбГУ Игорь Сухих представил свою книгу, авторский учебник для старшеклассников, название которому дала хлебниковская строка: «О, достоевскиймо бегущей тучи...» Выбор материалов исключительно субъективный, но, как заметил автор, учебник учителя и должен быть не похожим на другие, чтобы выпускники могли с гордостью вспоминать: «А я учился по учебнику такого-то». Вот что важно в книге: свое, непохожее, с личными метками и оттого дорогое.
Что же касается IT, их применение, как показал марафон, стало обыденностью. Они предпочтительнее там, где традиционными (бумажными) носителями не обойтись. Особенно хорошо получается, когда цель – это не использование компьютера и не уровень дизайна, а какая-то проблемная педагогическая точка. Например, чтобы помочь слабым ученикам, им в качестве посильного домашнего задания учительница предложила сделать слайд по пройденной теме. Неожиданно такой возможностью заинтересовались и сильные ученики. Из накопившихся материалов, из пробудившейся инициативы и сотрудничества родились самодельные компьютерные игры «Хочу все знать» и «Алхимик». Об этом рассказала Юлия Русскова, учитель московской школы № 1994 на творческой мастерской «Игровые технологии с применением компьютера».
Название-то «айтишное», а суть все та же, работа с текстом, точнее, вера учителя в текст как организующее начало.
Ее величество Эмоция
На марафоне говорили: когда оценивают работу учителя, обращают внимание на наблюдаемые вещи: вот, например, компетентность в проведении урока: задания дифференцированы, дети в группах, вопросы многоаспектные – очень хорошо. Хотя, может быть, этот урок нам нравится вовсе не по технологическим параметрам или даже вопреки им. Нравится – всегда! – когда детям на уроке интересно, когда видно, как они живут в мысли. Чтобы так было, учитель должен суметь заразить детей эмоцией познания. Мастерство – оно где-то здесь. Но поверить в силу эмоции трудно, ведь учителей всегда держали от нее на дистанции.
Казалось бы, предметы эстетического цикла призваны развивать чувства, но то ли часов мало, то ли в школе чувствам нет места вообще, потому что Марк Сартан в День учителей музыки, ИЗО и МХК убеждал коллег: «Мы не имеем права подменять эмоциональное приобщение ребят к искусству теоретическими рассуждениями, как раз эмоциональный заряд в искусстве сильнейший, с ног сбивает!»
В самом деле, позволяем ли мы себе переживать – нет, не гнев, не обиду или удачу, но образы, отдельные от нас. Красоту природы, гармонию искусства? В том, что мы готовы к этому, нет сомнения, ведь когда Лариса Алексеева, ученый секретарь Института художественного образования РАО, на своем занятии, посвященном песне, исполняла «Травушку-муравушку», например, слушатели были явно растревожены. Но вот часто ли красота принимается нами во внимание, когда мы работаем?
В День учителя литературы на марафоне выступал школьный поэтический театр, которым уже много десятилетий руководит московский учитель Юлий Анатольевич Халфин. В нем играют школьники разных поколений в возрасте от десяти до пятидесяти лет. Вот так: среди рабочего дня, отложив все дела, пришли, чтобы вместе с учителем читать, играть стихи Пушкина, Блока, Мандельштама и Заболоцкого.
В отличие от памяти чистая эмоция не подводит человека никогда. Может быть, поэтому нет ей ни цены, ни учета в реестре учительских компетенций. Она – под личную ответственность каждого.
За свободу переходов!
Очевидно, например, что некоторым участникам Марафон-2009 пришелся не по душе: «Толчея, неразбериха», а кому-то понравился: «И полезно, и интересно». Естественно: мнений столько, сколько людей, и цель не в том, чтобы прийти к единому, а в том, чтобы оформить мнение в позицию: «Мне это надо» // «Нет, это не для меня».
В связи с этим состоялся наш разговор с Артемом Соловейчиком, генеральным директором Издательского дома «Первое сентября», организатором и вдохновителем педагогического марафона учебных предметов:
– Марафону восемь лет, вы видите перспективу этого мероприятия, и если да, то будет ли в ней место сертификатам? Ведь из-за них марафон едва не сорвался.
– Действительно, весь семилетний опыт проведения марафона не предсказал, что будет на восьмом, когда мы решили выдавать каждому участнику именной сертификат. К этому нововведению мы тщательно подготовились – и технически, и организационно штука очень непростая. Но в первый же день растерялись, поскольку не могли предположить, что сертификат понадобится всем (мы рассчитывали – примерно каждому третьему) и что некоторые педагоги придут исключительно «на сертификат», а не на марафон (это нам даже в голову не приходило). Как ни печально, но первые дни марафона зафиксировали трагическую ситуацию в нашем образовании: «бумага впереди содержания и достоинства».
Потом ситуация нормализовалась: люди увидели, что сертификаты не заканчиваются, достаются всем, кто должен их получить, и копья ломать не из-за чего. К этому времени мы и сами многому научились, например, раздавать сертификаты без очередей, всего за 5 минут 17 секунд. В целом же, я считаю, нынешний марафон – это новый шаг в освоении технологии организации и проведения крупномасштабных содержательных мероприятий для учителей. Примеров тому нет, поэтому учит собственный опыт. А по результату все, что мы обещали учителям, – сделали. И марафону, конечно, быть. Но как сделать так, чтобы и сертификаты были, и синдрома толпы не возникало, – об этом надо думать.
Наши «демоверсии»
Может быть, думать об этом следует не только организаторам мероприятия, но и каждому участнику. Марафон – странная штука. Вроде никто никому здесь ничего не должен, но обстановка инициирует какие-то новые внутренние состояния, «располагает», а это ведь неспроста. «Вот странно, – говорила одна учительница другой, – марафон проходит в новом месте, а воздух тот же, возвышающий». Это правда, даже если понимать метафору буквально: вчерашние участники – сегодня ведущие мастер-классов; вчерашние ведущие – сегодняшние авторы материалов изданий «ПС». Люди идут в рост. Если хотят. Если не хотят – просто ходят и слушают. Или смотрят. Кстати, в эти дни на марафоне и посмотреть было на что.
В День учителя химии ребята демонстрировали результаты своих естественно-научных проектов; физики в свой день наслаждались театрализацией «Его величество эксперимент», к тому же к ним приехал класс на колесах «Нанотракт» с совершенно необычными приборами для микроэлектроники и нанотехнологий. А ко Дню учителя информатики был приурочен отборочный тур Международных состязаний роботов. Евгений Ямбург сопроводил свой разговор с директорами школ философской аллегорией, мультфильмом Гарри Бардина «Адажио»…
А на самых последних минутах марафона залы и коридоры лицея огласились победными ритмичными звуками – шествовала красочная процессия барабанщиков с разнокалиберными барабанами: ликуйте! Марафон – был! Марафону – быть!
…Так Марафон-2009 завершился, пришел в торжественную точку.