Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2009
Третья тетрадь
Детный мир

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА


Ростова Людмила

Сигареты, алкоголь и наркотики в подростковой среде

Что показали результаты международного исследования

От первой затяжки до постоянного курения

Исследование проходило в виде анонимного опроса всех учащихся класса, присутствовавших на занятиях в момент опроса. Подростки в течение одного академического часа заполняли анкету, потом собственноручно заклеивали ее в стандартный конверт. Никакой информации, позволяющей идентифицировать ребенка, ни в анкете, ни на конверте нет.
Такое исследование дало и еще один результат: оно показало, сколько учеников и по каким причинам отсутствуют в классе. Что же выяснилось? В целом по России на занятиях присутствовали от 80% до 83% списочного состава класса. Среди отсутствующих примерно половина (48%) отсутствовали по болезни. Около 15% отсутствовали с такой формулировкой: «по разрешению классного руководителя». Остальные, а это как-никак треть отсутствовавших, не явились в класс «без разрешения и по неизвестным причинам». Отдельная выборка по Москве показала, что «без разрешения и по неизвестным причинам» отсутствовали даже 40% не явившихся в класс учеников.
Известно, что приобщение подростков к психоактивным веществам начинается с курения сигарет. Результаты исследования выявили такую картину: 35% учащихся 15–16 лет сообщили в анкете, что не выкурили в жизни ни одной сигареты. Соответственно 65% уже имели опыт курения табака, причем мальчиков, пробовавших курить, было больше, чем девочек (74% против 57%). При этом 20% курили сигареты от 3 до 30 раз (этот показатель тоже примерно одинаков для мальчиков и для девочек). Но немало ребят сообщили о том, что курят достаточно регулярно: 36% мальчиков и 21% девочек.
При анализе ответов на вопрос о возрасте первой пробы особенно тревожит то, что 14% ребят сообщили, что впервые попробовали курить в возрасте 9 лет или младше (20% мальчиков и 6% девочек). В последующие годы жизни доля приобщившихся к курению имеет тенденцию к росту, достигая пика в 14 лет, после чего начинается снижение.
Тенденция к началу ежедневного курения выглядит иначе. До десятилетнего возраста начали ежедневно курить примерно полтора процента мальчиков и минимальное количество девочек (0,2%). Затем доля ежедневных курильщиков равномерно возрастает, достигая своего пика в 15 лет. При этом 10% ребят сообщили, что начали регулярно курить в 13 лет или младше. Среди мальчиков этот показатель оказался в 2 раза выше, чем среди девочек. То есть мальчики приобщаются к регулярному курению чаще девочек во всех возрастных группах.
Итак, данные тревожны.
А что продемонстрировали исследования в остальных 34 странах?
Сравнительное изучение данных обнаруживает, что по этому показателю Россия занимает четвертое место, которое делит с Болгарией и Словакией. Более высокие показатели курения наблюдаются в Австрии, Чехии, Латвии. В целом Россия относится к шести наиболее неблагополучным странам Европы по курению среди подростков.
В настоящее время Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции против курения. Подписан Федеральный закон «О присоединении РФ к рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака». В течение пяти лет Россия обязана полностью запретить любую рекламу табачных изделий и увеличить на 30% площадь предупредительной надписи на упаковках сигарет.

Пиво на первом месте

Исследования в рамках проекта Espad показали, что частота употребления алкогольных напитков среди российских школьников несколько ниже среднеевропейского уровня.
89,4% учащихся сообщили, что употребляли в течение жизни какие-либо алкогольные напитки, причем различия между мальчиками и девочками не было никакого. Только 10,6% подростков утверждали, что ни разу в жизни не пробовали алкоголь.
Для уточнения ситуации были заданы вопросы об употреблении алкоголя в течение последних 12 месяцев и последних 30 дней.
Хотя бы один раз в течение года пили алкогольные напитки 77% опрошенных, причем девочки чуть чаще мальчиков. Именно так – девочки хоть немного, но чаще.
За последние 30 дней алкоголь употребляли 52% подростков, причем различий между мальчиками и девочками не оказалось.
Наиболее распространенным алкогольным напитком среди учащихся 15–16 лет является пиво. За последний месяц пили пиво хотя бы один раз более половины подростков (55% мальчиков и 49% девочек). На втором месте – газированные алкогольные напитки крепостью около 8 градусов. 30% подростков сообщили, что употребляли эти напитки, причем девочки чуть чаще.
На третьем месте вино – его употребляли за последний месяц 25% опрошенных. На четвертом – крепкие алкогольные напитки. Их пили за последний месяц хотя бы один раз 19% подростков. Употребление крепких напитков чаще встречалось среди мальчиков.
Ребятам было предложено ответить: а что, собственно, произошло во время последнего приема алкоголя? Может быть, не было вообще никакого эффекта? Может быть, только настроение поднялось? А может быть, случилось тяжелое опьянение, когда уже не помнишь, что было? Почти 40% и мальчиков и девочек ответили, что никакого опьянения не ощутили. 35% признались в слабой степени опьянения, около 11% – в средней, но 4% не скрыли, что были в таком состоянии, что потом не помнили, что с ними происходило.
Доля учащихся, которые испытывали состояние легкого или среднего опьянения хотя бы раз в жизни, достигает 60%, а за последний месяц напивались пьяными 18%, причем мальчики и девочки поровну. При этом сами ребята склонны не признавать такое состояние опьянением. Опьянение для них – это крайне тяжелая степень алкогольной интоксикации, а если ее не было, то вроде бы и опьянения не было, думают подростки.
А где несовершеннолетние брали алкоголь? Половина опрошенных без всяких проблем покупали алкогольные напитки в магазинах или иных торговых точках, 36% выпивали в барах или на дискотеках. Нарушение закона, запрещающего продавать алкоголь несовершеннолетним,  – это факт.
А как думают сами ребята: что с ними может произойти, если они выпьют и опьянеют? 18–20% поразительным образом отвечали «не знаю». Но еще печальнее, что более половины подростков ожидают для себя исключительно приятных переживаний – ощущение радости, расслабленности, веселья, открытости, дружелюбия. То, что может случиться что-то неприятное или опасное, признают меньшинство: плохое самочувствие – 25%, поступки, о которых придется пожалеть, – 25%, проблемы с милицией – 9%, невозможность остановиться – 10%. Недооценки негативных последствий употребления алкоголя  – очень опасная тенденция. Тем более что из-за спиртного у 20% подростков уже возникли проблемы с родителями, у 19% случались драки, у 13% началось снижение успеваемости.
На фоне остальной Европы мы смотримся не так уж плохо. Частота употребления крепких алкогольных напитков у нас среди подростков более чем в два раза ниже, чем по Европе в целом. Самая неблагополучная ситуация сложилась в настоящее время в Австрии, Нидерландах, Мальте и Германии.

Опасности низкой самооценки

Но самая страшная беда – наркомания.
Изучение структуры употребляемых психоактивных веществ показало, что в течение жизни самая высокая доля проб наркотиков была связана с препаратами конопли. Хотя бы один раз препараты конопли попробовали 18% учащихся. 3,5% употребляли марихуану или гашиш 10 или более раз. На втором месте по частоте проб стоят «экстази» (3,2%) и ЛСД (2,7%). На четвертом месте – пробы галлюциногенных грибов (2%). Об экспериментах с амфетаминами сообщили около 1% учащихся. Пробы героина или кокаина были выявлены только у отдельных подростков.
Мальчики экспериментируют в этом направлении больше девочек: так, марихуану попробовали 25% мальчиков и 12% девочек.
Дышать клеем, бензином, аэрозолями пробовали 7% учащихся, в основном мальчики.
За последние 30 дней перед анкетированием препараты конопли употребляли 4% учащихся, из них примерно полпроцента – систематически (шесть и более раз).
Пик первых проб наркотиков приходится на 15 лет: об экспериментах с препаратами конопли в этом возрасте сообщили 8% учащихся, о пробах «экстази» – 1%.
Но ведь эти препараты надо где-то получить, найти, купить. Каждый шестой подросток сообщал, что при желании без труда мог бы достать марихуану или гашиш. Менее доступными были названы «экстази» и транквилизаторы, их «запросто» найти готовы около 6% подростков. Вместе с тем 37% ребят заявили, что достать препараты конопли «невозможно», 49% то же самое заявили об «экстази». А 25% подростков вообще не знают, где и как можно достать какое бы то ни было из наркотических веществ, что свидетельствует об отсутствии у них интереса к данной проблеме.
К огромному сожалению, среди 15–16-летних уже появились такие ребята, которые столкнулись с серьезными проблемами в связи с употреблением наркотиков за последние 12 месяцев. Доля таких детей невелика, но за каждым процентом – дет­ские судьбы. У полутора процентов возникли серьезные проблемы с родителями, с милицией, у двух процентов снизилась успеваемость, у двух с половиной процентов случались драки, у одного процента случались травмы.
Вместе с тем большинству подростков уже известно, что употребление наркотических веществ представляет риск для здоровья. Только меньшинство (от 2% до 4%) заявляют, что риска нет, особенно при единичных пробах. Свыше 80% уверены, что риск есть, и это удерживает их от экспериментов с собственным здоровьем.
Сравнение с другими государствами Европы выявило полное совпадение данных по пробам препаратов конопли: и в России, и в целом по Европе марихуану или гашиш пробовали около 19% подростков. При этом разброс данного показателя в разных странах Европы очень значительный: от 4% в Румынии до 45% в Чехии.
Пробы других наркотических веществ среди российских учащихся тоже практически не отличаются от среднеевропей­ских показателей.
Анализ социальных аспектов, влияющих на приобщение к употреблению психоактивных веществ, выявил различные потенциальные факторы риска.
Чем ниже самооценка подростка, чем выше его недовольство собой, семьей, отношениями с родителями и друзьями, тем выше вероятность, что его потянет попробовать алкоголь или наркотики. Опрос выявил, что от 13% до 16% подростков недовольны ни собой, ни семьей. Существует и группа подростков, которые не могут сказать, довольны они своей жизнью или нет: «не знаю», и все тут! Это может быть связано как с личностной незрелостью, так и с гиперопекой или гипоопекой со стороны родителей. Такие подростки также могут входить в группу риска, потому что личностный психический инфантилизм обычно связан с поиском удовольствий, неумением противостоять соблазну.
Подростки недостаточно представляют себе опасности для здоровья, которые бывают вызваны употреблением алкоголя. Об опасности употребления наркотиков они осведомлены лучше, хотя и здесь не менее четверти ребят не знают о ней.

Рейтинг@Mail.ru