О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Пожалуй, ни один термин не употребляется в педагогическом сообществе так часто, как ЗУНы. При этом педагоги обычно не задумываются глубоко о сути этого термина, поскольку его смысл кажется очевидным.
Между тем, как отмечают В.Гузеев и А.Остапенко в статье «Усвоение знаний и освоение умений: сходство и различие процессов» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 4 за 2009 год), понимание принципиального различия процессов получения знаний и овладения умениями может позволить учителю существенно повысить качество обучения.
В чем же основная разница? Во-первых, эти процессы по-разному структурируются во времени. К примеру, в учебном плане школы искусств по классу фортепиано фигурируют два основных учебных предмета: сольфеджио и специальность (фортепиано). Подготовиться к экзамену по сольфеджио можно за три вечера, сконцентрировавшись на предмете, обложившись учебниками и конспектами. Подготовиться к концерту за три вечера невозможно. Нужно в течение долгого времени ежедневно (хотя бы по 15 минут) упражняться в умении играть на инструменте.
Второе различие состоит в опоре на разные психические функции. Так, для усвоения знаний необходимо увидеть (или услышать), осмыслить, запомнить. В этом процессе участвуют восприятие, мышление и память. Причем для качественного усвоения зачастую достаточно одного яркого впечатления. Более того, во многих случаях для освоения знаний вовсе не обязательно посредничество взрослого (учителя).
Совершенно иначе обстоит дело с умениями. Сколько бы мы ни показывали ученикам полотна великих мастеров, научить умению держать кисть мы не сможем, не показав это на живом примере.
Третье принципиальное различие состоит в том, что целостное знание усваивается от общего к частному, а целостное умение – от частного к общему.
Отсюда вытекает целый ряд важных следствий для дидактики. Скажем, предметы, в которых преобладают знания, целесообразно изучать, так сказать, в «концентрированном» виде. Здесь эффективен метод погружения, а также блочно-модульные технологии.
А вот предметы, ориентированные на отработку умений (которых особенно много в начальной школе), лучше осваивать «понемногу» и регулярно, чередуя друг с другом разные учебные дисциплины. При этом важно изменить установку ребенка по отношению к осваиваемому умению.
Умение – это средство, а в школе мы его превратили в цель. Но ученику мало понятны такие цели урока, как умение решать в столбик, писать грамотно, читать бегло. Умение и навык нужны ребенку не вообще, а для чего-то: чтобы поздравить маму, чтобы помочь другу. Представьте, например, что на уроке необходимо найти спрятанный клад, а для этого надо расшифровать текст тайного послания, которое поддается прочтению только путем подстановки букв, соответствующих числам, полученным путем складывания в столбик многозначных чисел…
Очевидно, что при такой постановке цели учебного занятия суперсложные примеры из многозначных чисел будут решаться между делом с такой скоростью, которую невозможно получить, если на доске будет красоваться тема урока «Сложение многозначных чисел в столбик».
В чем школьники видят главные причины конфликтов с одноклассниками?
Согласно исследованию сотрудников Пермского государственного педагогического университета, по мнению ребят, конфликты происходят из-за того, что: не хватает времени на качественное общение (68,4% респондентов), отсутствует близость с одноклассниками (60,2%), нет умения устанавливать и поддерживать отношения друг с другом (54,1%).
Чем же школа может помочь в разрешении этих проблем? Один из путей – развитие у ребят так называемой конфликтной компетентности. О том, как это делать, рассказывается в статье И.Почекаевой «Культура поведения в конфликте – как ее формировать» («ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», № 2 за 2009 год).