Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ


Куценко Елена

«...А детей будто магнитом к ним тянет»

Заметки на полях конференции

Трудней всего писать о конференциях, тема которых тебя лично интересует. Потому что в репортаж можно уместить все  – концепции, гипотезы, дискуссии о тенденциях – все, кроме самого интересного, непричесанно-живого, откровенного. Короткие диалоги, вопросы, не имеющие ответов, смешные и грустные истории, услышанные в курилке, столовой или в долгих вечерних посиделках дают для размышлений не меньше, чем официальные выступления. Они как заметки на полях в сборнике с материалами докладов. Таких заметок к концу марта у меня скопился целый ворох – сразу с двух конференций про всяческие воспитательные проблемы, результаты, эффекты и способы их анализа.
Вот, например, история, рассказанная в обеденный перерыв за стаканом компота членом жюри одного воспитательного конкурса. «И была среди конкурсантов такая немолодая классная из школы в спальном районе. Она со своим классом обихаживает по мере сил березовую рощу по соседству. Ну и на конкурсе показала занятие по этой теме: напомнила, что всех туда гулять водили в беззаботном детстве; показала на видео горы мусора; спросила детей, что можно было бы сделать. Они помимо прочего предложили пойти и привести в порядок хотя бы небольшой участок. Ну, вы знаете, что занятие на конкурсе показывают, что называется, «на чужих детях». Так вот, она правда с ними пошла. Представляете? Договорилась когда им удобно, и пошла». «Да-а», – сказали все с уважением и помолчали, пристально изучая остатки компота. «А почему, собственно «Да-а»?  – вдруг с возмущением передразнила нас одна из участниц разговора.  – Это ведь нормально!» «Да нет, – грустно возразил автор истории, – нормально как раз наоборот. А это  – редкость».
Почему он рассказал это, будучи и участником жюри, и разработчиком системы оценивания работы классных руководителей? Почему слушатели, каждый из которых проработал с детьми много лет, прятали глаза во время неловкой паузы? Наверное, еще раз думали о том, что любые критерии и оценки не должны калечить сознание того, кого оценивают.
Еще один сюжет всплыл в разговоре по дороге домой. Собственно, историй про то, как единственная школа в небольшом селе становится центром притяжения всей окрестной жизни, у меня накопилось уже достаточно. Но тут к похожему рассказу прибавился вопрос: «Ты как думаешь, это хорошо или плохо, когда школа подбирает и включает в свои обязанности все, что брошено на произвол судьбы остальными государственными институтами: заботу о стариках, осмысленный досуг и образование взрослых, музейную работу?..».
Первое, что пришло в голову: «Наверное, плохо». Ведь все, что заброшено остальными, школа и вправду подбирает, взваливает на себя и потихоньку волочет как умеет. Но плохо даже не поэтому. Самое противное в том, что те, кто бросил, незамедлительно и деловито начинают со школы же и спрашивать за то, что недоделали сами. В памяти тут же всплыла история о том, как чиновник серьезного областного ранга собрал тех, кто имеет отношение к школе и спросил: «Что вы (в смысле школа) можете сделать для населения 25-32 лет, а то они у нас плохо охвачены?..» «А вы?»
Но потом передумала: для отчетности, конечно, плохо, а для воспитания очень хорошо. Учителя в этой школе ведут себя как нормальные ответственные взрослые люди – исправляют в окружающей жизни то, что им не нравится, просто берут и делают. А дети живут рядом, видят это и помогают.
В этой истории, как и в остальных, административно-отчетные мероприятия у меня никак не сходились с реальным процессом. Вспомнилась фраза ведущего одного мастер-класса, где он подробно рассказывал о мониторинге результатов воспитания, а закончил совсем неожиданно: «Впрочем, больше всего для воспитания в школе делают те редкие чудаки, которые возятся с ребятами, а тех будто магнитом к ним тянет. Они вечно опаздывают, сдавая план воспитательной работы, и непременно заполняют журнал ручкой неправильного цвета. Но мудрый директор очень многое им прощает и носит их на руках».
Возможно такая работа (или это искусство, образ жизни, миссия?) и не поддается строгому описанию и учету.
Или это и вправду разная работа, разная отдача, разное состояние души? И по поводу целей, задач, форм, цикличности действительно можно и нужно говорить о планировании. А за все, что не поддается учету, – носить на руках…

Рейтинг@Mail.ru