Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ


Идеи для...

Классификация нарушителей

Преподаватель математики и информатики из села Малое Голоустное Иркутской области Наталия Эрленбуш предлагает сначала классифицировать нарушителей дисциплины, а уж потом подбирать наиболее эффективные для каждого методы воздействия.

К примеру, «тихие саботажники», дети, выполняющие все указания учителя очень-очень медленно, «в-час-по-чайной-ложке», нуждаются в тактичных замечаниях, не привлекающих к ним всеобщего внимания. Можно лишний раз встретиться глазами с ребенком, встать с ним рядом, упомянуть его имя в ходе объяснения. Это напомнит ученику о том, что педагог следит за его работой.

Бывает, что во время урока дети явно стараются перехватить власть у преподавателя. Иногда лучше не бороться с ними, тем более не кричать, не ругаться, а, напротив, неожиданно передать «юным наполеонам» некоторые организаторские функции.

Иногда в классе попадаются «неугомонные мстители», которые всеми силами стараются навредить педагогу, сделать что-то назло. Как ни странно, лучший способ призвать их к порядку  – проявить заботу о них. Порой случайное проявление элементарной доброжелательности заставляет ребенка увидеть в учителе не врага, а просто человека. И даже вполне симпатичного.
Если все же дело дошло до конфликта, лучше разбираться без свидетелей, уединившись в школьной библио­теке, к примеру. Чтобы продемонстрировать свое возмущение, педагог может неожиданно перейти на «вы», не забывая, что я-сообщение гораздо эффективнее выговора. Фраза «Мне не нравится ваше поведение» произведет на ребенка гораздо более сильное впечатление, чем «Вы плохо себя ведете».

«Робкие» ученики, боясь ответственности, возможной неудачи, спасаются от своих страхов, избегая учебной деятельности, более того, стараясь дезорганизовать весь класс. Им поможет поверить в себя не просто поддержка со стороны учителя, но и работа в группе. В этом случае ребенок может рассчитывать на помощь одноклассников. Да и груз ответственности делится на всех.
Другой способ снятия стресса  – признание естественности ошибок, более того, их ценности. И все же, оценивая неуверенных в себе детей, лучше фиксировать не допущенные ошибки, а выполненные задания, покоренные вершины. Чтобы память о былых победах подольше не стиралась, заведите «альбом достижений», наклеивайте на тетрадь ученика смайлики за каждую удачную работу (задачу, строчку).
Для многих ребят важно сознавать, что они справились с трудной работой, поэтому учителю стоит подчеркивать сложность своих заданий, давать на их выполнение ограниченное время. Тогда и шалить будет некогда, и поражение (увы, случается) дети примут как почетное – в нелегкой борьбе.

Рейтинг@Mail.ru