Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОБРАЗОВАНИЕ С ПРАВОМ НА ВЫБОР


Витковский Анатолий

Какой быть старшей школе?

Новый взгляд на профильное обучение

Сегодня многие образовательные учреждения пытаются строить старшую школу нового типа. И не случайно в семинаре «Новая модель образования: реализация профильного обучения в структурах юношеского образования» приняли участие руководители органов управления образованием, руководители образовательных учреждений, внедряющие инновационные образовательные программы, представители институтов повышения квалификации и педагоги из самых разных уголков страны. Контуры новых моделей старшей школы становятся все более зримыми. Как же должно быть устроено современное образование старшеклассников? Об этом размышляет кандидат философских наук Александр ПОПОВ, руководитель Открытого корпоративного университета (выступившего в качестве организатора семинара совместно с Министерством образования и науки РФ, Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и Открытым институтом «Развивающее образование»).

Время самоопределения

На наш взгляд, юношеское образование должно строиться принципиально иначе, чем это происходит сейчас. Ведь одна из главных особенностей юношеского возраста заключается в том, что это время поиска собственной идентичности. Молодые люди впервые осознанно задают себе вопрос: каким делом в жизни я хочу заниматься?
Юношеский возраст – это время самоопределения, которое связано с конструированием возможных образов будущего, проектированием своего индивидуального пути. И с нашей точки зрения, задача старшей школы – поддержать этот процесс. Каким образом? На наш взгляд, через приобщение учеников к существующим сегодня практикам человеческой деятельности, активное включение в исследование и решение проблем современности.
Почему мы делаем акцент на слове «практика»? Для нас принципиально важно подчеркнуть: профильное обучение – это не овладение более глубокими знаниями в каком-либо направлении, а вхождение в ту или иную сферу деятельности человека. И чтобы преуспеть в этом, надо понимать, как эта сфера устроена, какие способы работы (технологии) в ней используются. И еще важно: при вхождении в практику у человека вырабатывается определенный тип мышления, складывается своя картина мира, происходит самоопределение в мире ценностей и смыслов.
Поэтому старшая школа должна строиться не по принципу предметных профилей, а на технологической основе, где предметный материал является средством введения в ту или иную общественно-производственную практику (например: инженерно-технологический профиль, биотехнологический профиль, профиль средств массовых коммуникаций…).
Отметим, что вхождение в практику не обязательно предполагает получение опыта где-то за стенами образовательного учреждения. Находясь в школе, ученик может, например, исследовать востребованность определенных профессий на рынке труда, если хочет связать свою будущую жизнь с социологией. Или разработать проект оформления помещения с использованием интернет-технологий, если мечтает стать дизайнером.
Как предметное обучение может работать на развитие определенной картины мира? Приведем пример. Некоторое время я преподавал физику в лицее на естественно-научном, гуманитарном и физико-математическом профилях. И это были три разные физики и три разных варианта подготовки урока. На физико-математическом профиле мы с ребятами конструировали замысловатые физические задачи и сами их решали. С гуманитариями читали фантастические произведения и рассматривали физические явления, которые там описывались. С химиками и биологами решали задачи, находящиеся, к примеру, на стыке физики и химии.

Вместе с мастерами

К сожалению, при создании профилей большинство школ руководствовалось принципом элементарного углубления предметных направлений. Но есть и альтернативные пути. Один из них – путь лицея города Бийска. В этом лицее тоже есть профили: физико-математический, естественно-научный, спортивный… Вроде бы традиционные названия, но содержание образования в них существенно отличается от типичных профильных классов. Пожалуй, самое главное, что удалось сделать бийским педагогам, – включить старше­классников в практики, которыми занимаются взрослые. Например, сотрудник производственно-научного комплекса, доктор наук, читает лекции по физике и ведет специализированные курсы. На спортивном профиле с ребятами занимаются настоящие тренеры, мастера спорта.
На каждом профиле есть свои специализированные кабинеты и лаборатории. Каждый профиль проводит свои особые мероприятия и отмечает особые праздники, связанные с профильной тематикой.

От профильных классов до… индивидуальных программ

Проведенный нами семинар показал: сегодня в той или иной степени реализации существует несколько моделей профильного обучения.
Модель профильного обучения с жестко закрепленной структурой: ребята обучаются в профильных классах по общему учебному плану, определенному учебным заведением (но при этом педагоги стремятся не только научить детей предметным знаниям, но и дать им возможность попробовать себя в разных практических областях). Модель профильного обучения с индивидуальными учебными планами: старшеклассники выбирают профильное направление, но у каждого их них свой учебный план. Модель учебно-индивидуальных планов позволяет старшекласснику сформировать учебный план, выбирать учебные предметы исходя из собственных интересов и оснований, не привязываясь к какому-либо профильному направлению. Ребята ходят вместе на обязательные предметы – русский, математику, а затем расходятся по специализированным курсам. Скажем, одним нужен английский язык с экономическим уклоном, другим – с техническим. Существует также модель профильных групп: классов как таковых нет вообще, ребята объединены в группы по схожим профессиональным интересам.
И наконец, мы бы выделили еще одну модель, которая нам очень нравится: модель старшей школы, ориентированная на создание индивидуальных образовательных программ.

«…И отождествляет себя с воспитанником»

Часто идею индивидуальных образовательных программ противопоставляют идее профильности. На наш взгляд, эти идеи дополняют друг друга. Поясним на примере. В одной из школ, которые мы консультируем, старшая школа построена по принципу профильных групп, но в классе есть несколько учеников, у которых другой учебный план, другое расписание и другие способы контроля. На некоторые уроки они ходят вместе с той или иной группой, на некоторые не ходят вообще. Вдобавок ко всему эти ребята занимаются изучением и исследованием определенной тематики, связанной с их будущей профессионализацией, ездят на специальные конференции и встречи. Причем все эти типы работ вставлены в их учебный план. Вот для таких ребят имеет смысл создавать индивидуальные образовательные программы.
Только не надо индивидуальную образовательную программу путать с индивидуальным учебным планом, как это часто происходит. Индивидуальная образовательная программа – это крайне сложный проект, который предусматривает наличие особенного мировоззрения и построение ребенком собственной индивидуальной образовательной стратегии, связанной с уникальным самоопределением. Например: он хочет стать известным политиком, или готовит себя к мировому научному открытию, или его интересуют уникальные спортивные достижения или развитие в себе необычных способностей… Если у ребенка есть подобная цель, усредненный подход может оказаться для него губительным. Потенциально детей, у которых есть какая-либо личностно-значимая сверхзадача, всего 3–5 процентов, вот только им и нужны индивидуальные образовательные программы.
А в школе должны быть взрослые наставники, которые способны вести ученика к его рекордной цели. Например, если ребенок «бредит» геологией, значит, взрослый должен вместе с ребенком погрузиться в «мир геологии». Понять, какие мотивы и интересы движут людьми, занимающимися геологией, какие технологические разработки уже есть в мире и в России, какие задачи и проблемы стоят перед современными геологами. И еще, самое главное, как все это связано с жизнью конкретного воспитанника. Школьные учебники здесь не помогут, придется работать со специальной профессиональной литературой и экспертными текстами. Желательно познакомиться с мастером, войти в профессиональное сообщество, попробовать что-то сделать самому. И понять, чем эти люди живут, какие проблемы решают, хотелось бы ему быть одним из них. И что при этом самому привнести в эту сферу?
Интересно, что разворачивание индивидуальной образовательной программы придает значимости изучению и обычных школьных предметов. Побывав в геологической экспедиции, становится понятно, для чего надо изучать географию и химию.
Школ с индивидуальными образовательными программами в России пока нет. И понятно почему. Во-первых, это безумно дорогой проект. Во-вторых, людей, способных быть настоящими наставниками, считанные единицы. В английской традиции существует понятие «тьюторство». Тьютор – по определению английского исследователя Эдварда Гордона – это человек, который занимается «академическим, философским и нравственным ростом человека и отождествляет себя с воспитанником».

За какой школой будущее?

Если говорить о перспективах юношеского образования в массовой школе, то, на наш взгляд, будущее – за школами с жест­ким делением на профили. Это наиболее простой в организационном плане, а значит, наиболее реалистичный вариант. Но здесь надо сделать одну оговорку: жесткость не должна исключать переходов из одного профиля в другой.
Вместе с тем не следует сужать идею профильной школы до реализации какой-то одной модели. Пожалуй, оптимально было бы ориентироваться на проект «трех уровней». Первая модель: школы с профильными классами. Вторая: небольшие школы с индивидуальными образовательными планами и развитой системой элективных курсов. Третья: школы с индивидуальными образовательными программами. Важно, чтобы у подростка была возможность выбирать между различными типами образовательных учреждений.
Считаю, что построение современной модели старшей школы требует введения в школу новых педагогических позиций. Прежде всего это преподаватель, который в современных образовательных формах (лекции, семинары, модульные формы, зачетная система, тренинги) поможет освоить образовательную программу. Задачу оснащения старшеклассника методами самостоятельного освоения любых знаний может решить тьютор. Для организации исследования современных проблем, сопровождения конструкторско-исследовательской деятельности по конкретной профильной теме нужен научный руководитель. Деятельность социального педагога позволит получить стартовый опыт проектирования социальных событий и организации коллектива. А для оформления «академической, нравственной и философской позиций», овладения методами самоорганизации и самоопределения необходим наставник.
Еще один принципиальный момент для развития юношеского образования: его крайне сложно выстроить в одной школе. Пространство старшей школы – это социальное пространство, а значит, надо развернуть в нем всю палитру общественных отношений. Следовательно, необходимо организовывать сетевое взаимодействие между различными школами, между школами и учреждениями дополнительного образования, между школами и молодежными центрами. Юношеское образование  – это сетевой проект, который можно осуществить только объединив усилия всех заинтересованных структур муниципалитета, города или региона.

Более подробно читайте на сайте Открытого корпоративного университета http://opencu.ru/.

Рейтинг@Mail.ru