Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

Кожурина Людмила

Без уроков и педагогических стереотипов

Такой видят специалисты школу будущего

Весной жизненные стремления просыпаются, хочется чего-то правдивого и настоящего, а бессилие особенно не по душе. И в голове крутится: «Вот доработаю год (выпущу этих, вытерплю тех) – и все, хватит».
Считается, видеть и понимать подкладку школьных неурядиц учителю трудно, а главное – бессмысленно: не нами эта система устроена, и не наши это проблемы  – системные сбои.
А если все-таки попытаться посмотреть на школьные проблемы с небытового уровня?
Недавно на семинаре «Актуальные проблемы образования» в ГУ-ВШЭ обсуждался «Форсайт-проект «Детство»: дорожная карта 2030». Докладчик – Сергей Попов, вице-президент Благотворительного фонда поддержки молодежных инициатив «Мое поколение», автор текста «Декларации о праве детей на будущее». Мы ограничились изложением вопросов, связанных с будущим школы…

 

Все не так, как кажется

Если мы думаем о России, то в первую очередь должны думать про детей, которые будут жить и работать в 30–40-х годах. Об их воспитании и образовании. Форсайт-проекты не решают сиюминутных задач, а направлены на создание прогнозов будущего.
Эксперты сходятся на том, что в 30–40-е годы произойдет переход к новому технологическому укладу: биотехнологии и нанотехнологии кардинально изменят картину мира. Что мы делаем сегодня для тех, кто составит основное население страны? Что знаем о них?
Анализ показал: очень мало. Проявляется ряд стереотипов, которые не дают прорваться к сути дела. Такие, например: родители любят своих детей; в семье ребенку хорошо; все могут воспитывать детей; образование – это школа и так далее. Социологические исследования доказывают, что это не так в подавляющем большинстве, 70% и выше.
Выяснилось также: детство в нашей стране – «оградительное», мы делаем упор на негативные компоненты социума. Чего стоит, например, закон о комендантском часе. А мировая тенденция другая: «компетентное детство», «привольное». Дет­ство, в котором детям помогают решать проблемы, а не загоняют их в учреждения, из которых выход запрещен.

Учит ли школа?

Будет ли через 25 лет население нашей страны адекватно мировой ситуации? Будет, если срочно произвести весомые вложения в креативную среду развития детей, как это делается, например, в США. У нас очень мало исследований о мире дет­ства. То, что происходит в отношении детей,  – это колонизация: их не спрашивают, их самовыражение нигде не предусмотрено. Не по злому умыслу  – так устроены механизмы образования; и не говорите: «А мы спрашиваем», – спрашиваете, но вопреки системе, «за свой счет».
Система такова, что никогда не подтолкнет ребенка из неблагополучного состояния в более благополучное, а вот наоборот  – да. В механизме это не предусмотрено, поэтому так обстоят дела для 80% детей. Занимаются сильными, но если у нас 10–15% хорошо развитых и 5% гениальных, это не избавляет от вопроса, по какому пути пойдут остальные. Испаряется средний слой, который смягчает естественное неравенство.
Второй момент: анализ разных экспертных мнений показывает, что скоро две трети наших школ заполнят мигранты. Мало того что миграция у нас некачественная – приезжает рабочая сила, – сама эта ситуация никак не учитывается образовательной машиной, которая работает сама по себе. Школа не приспособлена к мигрантам, и как следствие – идет ее креативное разложение, маргинализация.
Беда не только в том, что школа очень технологична, но и в том, что все мы дети школы и у нас нет даже мысли, что без нее можно прожить. Но если смотреть в перспективе – школа если и будет нужна, то для того, чтобы родителям было куда отвести детей. Пока идет обратный процесс: родители начали выводить детей из институциональной сферы, пытаются обходиться без сада и школы: сегодня можно учиться и заканчивать школу, не посещая ее. Разными способами: например, в Москве на экстернате 20% выпускников.

Квалифицирован ли педагог?

Результаты форсайт-проекта – это не решения, а указание на точки развилки, где возможны варианты. В частности, образование – это школа как дисциплинарное учреждение или среда (много сред), где происходит становление ребенка? Педагог  – это дипломированный специалист или компетентная талантливая личность?
Мировые тенденции в пользу второго. В США, например, закрыты все педагогические вузы, в школе работают выпускники университетов, дополнительно подучившиеся на трехмесячных педагогических курсах.
Видимо, со временем произойдет декомпозиция функций школы, она займется программами социализации. Образование будет происходить в иной, более дружественной ребенку среде. Произойдет отказ от предметно-урочной системы, от классов по возрасту, но главное – от стереотипных педагогических реакций на ребенка. Ведь реально социализация происходит в рамках того, какими человеческими качествами обладает учитель.

Школить или не школить?

В городе Куритиба, в Бразилии, мэр Джейм Лернер построил проект преобразования города через детей. Отчаявшись что-либо сделать со школой, которая играет в жизни города такую дорогую и диктующую роль, он организовал для всех учителей двухмесячные тренинги за городом – на креативность, разрушение стереотипов и так далее. А сам покрыл город сетью нешкольного образования и в каждом районе организовал специальные «Маяки знаний». Там библиотека, интернет, и любой ребенок может туда приходить когда угодно и сидеть хоть сутками. Он создал школу без обучающей функции: дети работали над городскими проектами и, например, вопрос селекции мусора решили так, что немецкие специалисты удивились. Но лишь 30% прежних учителей согласились работать в такой школе. Естественно: люди из образования не считают это образованием.

Хотя…

Образованный человек тот, кто может жить сам по себе и мир вокруг себя организовывать. Жить в своем внутреннем содержании, а не внешними обстоятельствами, которые задаются кем-то. Образование выращивает в человеке некое целостное представление о мире и о себе. Вряд ли разделяющая всех, все дробящая подневольная система образования озадачивается этой проблематикой. А напрасно. Должна быть система возможностей. И система развития этих возможностей, чтобы ребенок мог осваивать мир в целом, чтобы он мог сам мыслить мир.
Какая точка современной педагогики сдвинет массовое сознание? Не знаем. А обработка больших массивов данных показала: и спросить не у кого.

Рейтинг@Mail.ru