Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2009
Третья тетрадь
Детный мир

ОТНОШЕНИЯ С ХАРАКТЕРОМ


Каменский Сергей

Только бы побездельничать!..

Невозможно преодолевать «лень» – преодолевать надо ту проблему ребенка, которая легла в основу его поведения

«Ведь мог бы хорошо учиться, способности-то есть. Но такой лентяй! Что с ним делать? Как справиться с ленью?» Жалобы родителей на плохую успеваемость сына или дочери, на то, что школьник учится ниже своих возможностей, зачастую сопровождаются готовым объяснением: ребенок – лентяй, причина его малых успехов в учебе – лень, бороться нужно с ленью. «Подскажите – как?». Но лень – это что за зверь такой?

Взглянем повнимательнее

На самом деле врачи и психологи слово «лень» не используют. Лень – не диагноз. За этой крайне расплывчатой характеристикой скрываются самые разные недостатки, воспитательные ошибки и даже заболевания. Поэтому невозможно преодолевать «лень» – преодолевать надо ту проблему ребенка, которая легла в основу его негативного поведения – нежелания добросовестно учиться.
А то ведь как получается? Вечер давно, а домашнее задание не сделано. Ученик или вовсе не брался за уроки, или вяло сидит за столом, не продвигая работу, или трудится в час по чайной ложке, отвлекаясь на что угодно. Почему? В чем корень такой нелегкой для семьи неприятности? Но в том-то и проблема, что взрослые зачастую не ищут причин, а выносят приговор: ребенок, оказывается, лентяй. Он и сам привыкает так думать о себе, видя в навешенном ярлыке своего рода оправдание: я лентяй, уж таким уродился!
Потребуется очень внимательно присмотреться к желаниям и нежеланиям школьника, его действиям и бездействию, активности и пассивности, чтобы понять, чем в действительности вызвана так называемая лень. Родителям придется задать себе несколько необходимых вопросов и ответить на них. Увидеть поведение школьника как бы заново, свежим взглядом. В какой области, как, когда, при каких условиях проявляется пресловутая лень? А в какой деятельности, при каких условиях лени не бывает? От чего ребенок отлынивает, а за что берется с охотой?
От интересного и важного для ребенка дела его за уши не оттащишь. Какое это дело? Что увлекает ребенка, к чему он стремится?
«Да он вообще ничем не интересуется! Только бы побездельничать», – нередко отвечают родители в сердцах. И тем самым признаются, что не знают по-настоящему своего ребенка, не замечают его увлечений. Значит, нужно присматриваться, вместе с ребенком искать те занятия, которые воодушевляют его к труду. Только так удастся воспитать и мотивацию к учебе.

Ошибки разные, результат – один

Младшеклассник может попросту не понимать, зачем ему нужно это трудоемкое, утомительное, ужасно ответственное, но не всегда занимательное дело – ходить в школу, готовить домашние задания. Объяснения, а тем более нотации родителей: «Это нужно для твоего будущего, это твой долг, это необходимо!» – тут мало чем помогут. Поможет только собственный опыт ребенка – поначалу с помощью родителей.
Если он ощутит, как окрыляет законченное с успехом дело, если скажет себе: «Надо же, у меня получается!», он почувствует и то, что работа может приносить больше удовлетворения, чем привычные игры-мультики.
Но родители подчас совершают две противоположные по сути, но одинаковые по результатам ошибки. Первая такая: они полностью полагаются на собственную требовательность, с одной стороны, и на послушание, ответственность, чувство долга у ребенка – с другой. Да, младше­классник по приказу и по долгу выполняет то, что от него требуют. Но учеба так и остается для него «чужим» делом. «Это взрослым надо», – думает ребенок. Внутренней мотивации к работе не возникает. Чем старше становится ученик, тем меньшее влияние на него оказывают приказ и послушание, тем чаще он хочет отвертеться от «чужого» дела. Начинаются родительские жалобы – на что? На лень...
Вторая ошибка такая: чтобы избавить ребенка – и себя – от неприятностей за невыполненные уроки, родители не столько помогают ученику, сколько делают его работу вместо него. Порой непонятно даже, кто учится в школе: мама с папой, бабушка с дедушкой или сам ученик. Да и требования взрослых могут быть завышенными, не соответствующими способностям или уровню развития ребенка. Взрослые и выполняют задания – на высоком уровне, на каком сам школьник не выполнил бы их. Ребенок «растренировывается», привыкает к тому, что учиться – это надо взрослым. Для него учеба опять-таки остается «чужим» делом. Взрослые ругают его за лень, но трудятся вместо него. С годами ребенок усвоит, что кто-то другой сделает за него все необходимые дела. И если поначалу речь идет о трудной, кропотливой, скучной работе, то со временем – даже об интересной, захватывающей, за которую другие дети берутся с увлечением.
У первоклассников, второклассников ленью частенько называют совершенно понятную и неизбежную неопытность и несобранность. Ребенок еще не научился правильно организовывать свою работу: хватается то за одно, то за другое, у него ничего толком не выходит – «тетрадка куда-то пропала, хотя только что здесь была», «устал», «живот болит». В результате уроки до позднего вечера не выполнены, а со временем школьник все с большей неохотой за них берется: утомительно, непонятно, «все равно не получается». Лентяй? На самом деле рецепт спасения прост: помогите правильно, последовательно, с обязательными перерывами на отдых организовать выполнение заданий. Доброжелательно проконтролируйте. Поддержите искренним одобрением первые успехи ученика. Когда младшеклассник войдет в рабочий ритм, а задания начнут получаться, тогда о лентяйстве и говорить не придется.
При недостатке внутренней мотивации к учебе школьник нередко слишком зависит от краткосрочного положения, которое складывается в его классной жизни. Некоторые, получив плохую отметку, быстро мобилизуются, исправляют ее, а потом опять работают спустя рукава. Ведь их вполне устраивает понемножку перебиваться с четверочки на троечку  – дело-то «чужое», они в него душу и силы не вкладывают. Других плохая отметка окончательно деморализует: «Все равно у меня не получается, не стоит и стараться». Третьи, наоборот, расслабляются, получив хорошую отметку: мол, все в порядке, к тому же теперь долго еще не спросят, можно и не «вкалывать».

Символ «затянувшегося детства»

За фасадом «лени» может скрываться протестное или, наоборот, конформное, соглашательское поведение подростка. Протестное – по отношению к родителям, соглашательское – по отношению к подростковой группе. Подросток, например, уже считает себя взрослым и самостоятельным, а родители продолжают контролировать его, «как маленького». Может быть, они дотошно, как в младшей школе, проверяют его домашние задания, и он начинает увиливать от этого занятия, которое становится для него символом «затянувшегося детства». А может быть, проблема шире: родители не замечают или не признают, что их ребенок вырос, вот он и бунтует, а всякий подростковый бунт сказывается на отношении к учебе.
Для подростка важнейшим авторитетом становится мнение группы сверстников. Увы, среди подростков достаточно широко распространено мнение, что прилежно учиться – это не область приложения сил, а какое-то малоуважаемое дело. «Ботан», «зубрила», «маменькин сынок»  – такими прозвищами могут наградить хорошо успевающего ученика. Если его познавательная мотивация не очень устойчива, он поддается таким «подначиваниям» и начинает уклоняться от учебной работы.
Бывает и так, что родители переусердствовали с контролем, и подросток остается инфантильным в деле учебы: есть ежедневный контроль – работа идет, нет  – останавливается. Глубинная причина заключается в недостатке мотивации и самостоятельности, но способность к прилежной работе, хотя и под неусыпным контролем, у школьника воспитана. Снижать надзор придется постепенно, понемногу, шаг за шагом.

Симптомы усталости

Ярлыком «лентяй» – и это самый тревожный случай – камуфлируется подчас тяжелое нервное и физическое состояние ученика. Состояние, для которого характерны утомляемость, слабая переносимость нагрузок, снижение работо­способности, называется астенией. Именно астенией в ряде случаев объясняется пассивность школьников, их нежелание браться за дело. Они стараются увильнуть от занятий, избежать напряжения и якобы ленятся, а в действительности чрезвычайно переутомлены и не справляются с непосильными для них нагрузками. Астения, причиной которой является длительная, напряженная работа, наблюдается при синдроме хронической усталости. Сколько часов в день работает ребенок? Как часто бывает на свежем воздухе? Сколько часов спит? Достаточно ли отдыхает для восстановления сил? Нередки случаи, когда ребенку вместо необходимого отдыха взрослые навязывают дополнительные задания, кружки, секции, надеясь новыми разнообразными делами справиться с «ленью». Лишь после вмешательства врача и проведения лечения состояние таких детей улучшается.
Подчас слывут лентяями физически ослабленные дети. Любое заболевание, хотя бы и «простой насморк», поддерживает астению, не дает ребенку восстановиться окончательно. Быстрая истощаемость, утомляемость, невыносливость к нагрузкам становятся как бы неотъемлемой чертой ребенка. Однако работоспособность таких детей заметно улучшается, если удается разорвать порочный круг вечных болезней. Таким образом, поведение, внешне проявляющееся как банальная лень, в этих случаях маскирует симптомы перенесенного заболевания, авитаминоза, хронической инфекции.
Иногда ребенка абсолютно неповинно называют лентяем за особенности его темперамента. Медлительный, инертный, долго втягивающийся в работу флегматик или медлительный, с пониженной активностью, с трудом осваивающийся с новыми видами деятельности меланхолик способны работать высокопродуктивно и добросовестно. Но – в том ритме и темпе, какие свойственны их внутреннему складу. Подгонять, торопить, дергать, обвинять таких детей в лени – бесполезно для дела. А для ранимого, очень чувствительного меланхолика еще и очень болезненно. «Непробиваемый» флегматик стерпит или отмахнется, а чувствительный меланхолик долго будет переживать полученную травму – незаслуженную обиду.

За помощью и поддержкой

Во всех перечисленных случаях за фасадом лени скрываются самые разные состояния, требующие различных воспитательных и психологических подходов, а также подчас и лечения. Самостоятельно разобраться в возникших проблемах родители вряд ли смогут, тут необходимы консультации специалистов.
Если ваш ребенок, как уверены вы сами и как говорят педагоги, учится ниже своих возможностей, постарайтесь с помощью врача и психолога объективно оценить его способности. Быть может, его нежелание учиться объясняется не ленью, а завышенными требованиями к нему. Если ребенок отказывается от всех поручений по дому и делает уроки из-под палки, может быть, он нуждается в отдыхе. От уставшего человека трудно ожидать больших достижений в любом деле. В случае если ребенок стал неожиданно ленивым, а раньше был другим, следует подумать, не болен ли он. Лень, возможно, является сигналом бедствия. Не спешите ругать и наказывать ребенка, обратитесь к специалистам. Вполне вероятно, что требуется помощь школьного психолога или даже врача.

Рейтинг@Mail.ru