ТЕРРИТОРИЯ РИСКА
Социум для подростка – образ и переживание
Исследования показывают: для большинства молодых людей главным «институтом социализации» стала музыка
Тысячелетиями поколения выстраивались одно за другим,
и последущие ждали своей очереди, чтобы занять место вослед. Тот факт, что русское слово «отрок» в этимологии означает «неговорящий», хорошо поясняет традицию.
Но в конце XX века наступила новая эра информационных технологий, и все смешалось: кто кого учит, кто молчит, а кто командует? У кого
в руках ключи от будущего и кто кому их передает?
По данным социологов, 47% взрослых респондентов жизненно важные решения принимают
под воздействием мнения детей.
На днях в Российской академии образования прошло заседание проблемной группы «Информационное пространство подростка в современном социуме (концепции, механизмы и характер взаимодействия)». Речь шла
об установлении межпоколенческого диалога в абсолютно новой
для большинства взрослых социальной ситуации.
Что делать? Расписаться
в бессилии? Пропеть гимн «грядущим гуннам» и совершить еще одну цивилизационную ошибку? А если патронировать,
то как, на что опираться?
Современные подростки знают много, рассуждают умно, а как только дело доходит до действий, теряются.
Или действуют бездумно. Этот разлад взрослые замечают, но не всегда понимают его природу – а значит,
не могут помочь.
Татьяна Марцинковская,
доктор психологических наук:
– Наши исследования показали: без знания, без когнитивного компонента нет активности. Но в основе механизма запуска процесса самореализации лежит все-таки эмоциональное переживание. Отношение.
К сожалению, в понимании подростка мы порой уходим в один из полюсов: либо только в социализацию, проводимую в соответствии со стереотипами, либо в индивидуализацию, в пренебрежение социальными границами. Оптимально – плавное соединение индивидуальных и социальных переживаний. Два пространства должны гармонично сочетаться.
За счет чего это достигается? Природа социализации – это постоянная категоризация и самокатегоризация человека. Есть в окружении такая группа, другая, еще какая-то. Надо посмотреть, какая группа более важна для меня. Есть такие ресурсы информации, другие и еще какие-то. Какие мне больше подходят?
Наши исследования дали такую картину: подростки строят свою жизнь из источника, который они выбирают сами. Выбор зависит от личностного опыта, а в его формировании главный параметр – код доверия. Доверие вызывает в первую очередь эмоционально заряженная информация. Искусство, например. Оно позволяет мгновенно идентифицировать себя с героем. Разумеется, нам бы хотелось, чтобы это были образцы художественной литературы, однако искусство слова, в отличие от музыки, например, не срабатывает на самоидентификацию без знания культурных эталонов. Сегодня мы определенно знаем: главный информационный канал для подростков не вербальный, а аудиовизуальный. У нас была вербальная культура, и если взрослые члены семьи больше ориентируются на словесный текст фильма или рекламы, то подростки – на изображение. У них другая система ориентировки.
Музыка не просто цепляет их внимание, это реальный источник информации о жизни. Музыка сразу работает на заражение, и для большинства подростков это главный институт социализации. Зарубежные исследователи уверенно говорят о моральном развитии подростка посредством музыкальной культуры.
А вот отторжение вызывают те источники информации, которые дают знания о социальных реалиях, – биографии, исторические комментарии и так далее. В выборе подростков просматривается интерес ко всему, что помогает снять барьеры или разрушить их: фильмы, игры, фэнтези соответствующего содержания. Неверно утверждать, что в этом виноваты производители продукции. Напротив, произведения растормаживают то, что в ребятах уже есть. То, что заложено социумом и что они испытывают при соприкосновении с ним.
И еще один важный момент: успешная социализация не обязательно просоциальная, то есть удобная для окружающих. Несмотря на то, что просоциальный стиль формирования подростка наиболее распространен, он может быть опасен, если вырабатывает у подростка негативное отношение к себе. Такая «успешность» хуже, чем неуспешность.
Новые способы
поиска идентичности
Ролевые эксперименты на просторах интернета
Экран компьютера, мобильного телефона, игровой приставки – окно в мир, куда подростки готовы улететь, причем надолго. Там им понятнее, спокойнее, там можно получить признание – «там меня уже заждались». Противостоять очень сложно, тем более что родители не всегда понимают, чему, собственно, надо противостоять…
Елена Белинская,
доктор психологических наук, МГУ:
– Что мы знаем об особенностях интернет-коммуникации современных подростков? То, что новые технологии – это новое содержание подростковой социализации. Во-первых, это новая система говорения: особая динамика речи, например, за счет удвоения и утроения глаголов; фразы необычной структуры; нормы орфографии свои; дистанция с собеседником короткая, однако без доминирования и подчинения. Первый признак отдельного мира. Далее. Это новые способы поиска идентичности: ролевые эксперименты на просторах интернета бесконечны, а в пользовательских ролевых играх можно взять на себя до 5–7 ролей сразу, прожить жизнь персонажа любого возраста, с любым социальным опытом, в том числе персонажа другого пола. Не будем забывать, что через эту среду востребована и ранняя профессионализация. Информационно-коммуникационные навыки многими подростками рассматриваются как сфера будущего труда. Не только программирование, но и моделирование, дизайн, верстка, современная журналистика – спектр очень велик.
Сергей Цымбаленко, социолог,
президент творческого
объединения ЮНПРЕСС:
– Проведенное нами исследование информационного пространства российских подростков показало: сегодня в качестве источника информации лидируют межличностные каналы общения со сверстниками. На втором месте семья. Мы изучали структуру свободного времени подростков, и оказалось, что интернет-дети активнее по всем позициям: они ходят в кино и на концерты, посещают выставки и театр, читают книги, наконец, они более общительные, чем те, кто редко и дозированно выходит в интернет.
Почему так? Подрастающее поколение ткет в интернете свою нравственно-интеллектуальную сеть, где каждый – субъект своего пространства, где каждый шлет и получает послания в виде картинок, текстов, фильмов, творит себя, ищет свое лучшее выражение и выражение своего мира. Для всех подростков, как показало исследование, желаемая форма получения информации – межличностное общение. Диалоговая культура оптимальна для них. Потому что мало ли как ты себя представил – а что говорят окружающие? И потом: только в процессе коммуникации хоть как-то структурируется нарастающий поток знаков и символов, появляется защита от страхов и рисков жизни.
Таким образом, технологии удовлетворяют ключевую потребность подростков: связь и общение.
Медиакультура становится
фактором риска?
Социализация подростков в клинико-психологическом ракурсе
Каждый знает: общаться с подростком трудно. Оказывается, во многом потому, что его головной мозг отличается
от мозга взрослого человека. Лобные доли, которые отвечают за сложные когнитивные и поведенческие функции, еще продолжают развиваться,
так что многие наши требования просто нереальны: умей прогнозировать события, адекватно оценивай текущую обстановку, просчитывай возможные действия. Однако есть предположение: медиакультура тормозит развитие мозга подростка…
Елена Балашова, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник кафедры нейро- и патопсихологии МГУ:
– Мы исследуем социализацию подростков в клинико-психологическом ракурсе. Понятно, что клинические психологи работают с детьми, трудными из трудных, но тем рельефнее проступают общие проблемы развития подростков.
Этот возраст недаром называют возрастом риска: наступает время, когда манифестируются или окончательно складываются такие патологии, как зависимости, личностные расстройства, вовлеченность в девиантное поведение. Причинами выступают и культурные факторы. Сравним: если раньше такие серьезные инновации, как изобретение письменности, печатного станка, радио, возникали с интервалом в столетия, в современном мире новые устройства и технологии появляются постоянно. Человек не успевает приспособиться физиологически. В 80-е, например, пришли калькуляторы, как результат – регрессия устного счета и абстрактного мышления. Теперь мобильный телефон, который вызывает такую зависимость, что никогда, ни при каких условиях ребенок не может расстаться с ним. Интернет. В самое ближайшее время интернет-зависимость войдет в международную классификацию болезней.
Хотя клинические психологи и согласились с тем, что «подростковая норма», «психическая норма» – понятия несуществующие, нейропсихологические исследования показывают: у детей, целыми днями просиживающих за компьютером, снижается ряд параметров произвольного регулирования. Как известно, оно обеспечивается лобными долями головного мозга, функции которых активно формируются как раз в подростковом возрасте. Есть данные о том, что компьютерная зависимость коррелирует с дефицитом произвольной регуляции, но пока трудно сказать, что причина, а что следствие.
Как ни парадоксально, но мы наблюдаем у подростков исчезновение многих когнитивных навыков, сталкиваемся с проблемой снижения уровня работы лобных долей. Например, уходит понимание переносного значения слов (метафор). Вас удивит, но многие подростки не понимают часы со стрелками – пространственное воображение отдыхает. Хотя, казалось бы, именно когнитивные навыки являются предпосылками для вхождения в информационное поле, для нахождения в нем. Иначе как из богатого потока суметь взять нужное? Понять: нужное мне – что?
Но может быть, все наоборот, и человек уже не должен сам что-либо понимать? Понятие «подростковый мозг» становится все более актуальным, как и его исследования.