ВСТРЕЧНЫЙ КУРС
Петрова Елена, Майнгардт Игорь
Работа с детьми группы риска
Компетенции, необходимые учителям, чтобы помочь ребенку в кризисных ситуациях
Условия, ведущие к улучшению поведения и состояния ребенка, находящегося в трудной ситуации, известны: удовлетворение элементарных потребностей и чувство безопасности, защищенности; возможность учиться на собственных ошибках; уважаемый взрослый и его личный пример; способность взрослого к разговору без осуждения, применение разумных ограничений, поощрений, санкций.
В кризисной ситуации нет мелочей, все важно. Например, провоцировать кризис может угрожающая информация в виде различных «Памяток по безопасности», недоброжелательная атмосфера в коллективе, шум, беспорядок...
Что же еще должен знать и понимать педагог, чтобы быть максимально эффективным в деятельности по преодолению кризисных ситуаций
у детей?
Позитивная установка
В определенные периоды жизни у человека возникают ситуации, когда ощущаются внутренний разлад, смятение, часто неудовлетворенность своими и чужими действиями. Это могут быть и личная неудача, ошибка, неспособность противостоять внешним событиям и другие не очень приятные обстоятельства. Увы, кризисы неизбежны. Есть два варианта отношения к ним. Первый – принимать кризис как опасность. И тогда – страх, бессилие, апатия и тупик. И второй вариант – принять его как возможность. И тогда – интерес, энергия, смелость и возможность найти выход! В самом слове заложена эта альтернатива, ведь в переводе с греческого кризис – решительный исход, перелом, тяжелое переходное состояние. И тут уже наш выбор – сделать акцент на словах «тяжелое состояние» или «решительный перелом».
В психологии выделяют две формы кризисов: возрастные и ситуационные. Возрастные кризисы – это некоторые переходные фазы жизни, содержащие более или менее значительные изменения. Ситуационные кризисы – кризисы, возникающие в результате каких-либо неприятных или неожиданных событий. В работе с детьми педагогу важно учитывать наложение этих форм кризиса.
Количество и острота протекания кризисных ситуаций у детей зависят в первую очередь от личностных особенностей и психологического благополучия семьи ребенка. Однако все больше детей, которых педагоги относят к «группе риска», и навыки работы с детьми, находящимися в кризисных ситуациях, требуются уже каждому учителю. По-настоящему помочь ребенку могут только те взрослые, у которых есть личный позитивный опыт выхода из кризисных ситуаций, и те, кто специально обучен методам профилактики кризиса и выхода из него.
Решению этой задачи посвящен курс «Терапия кризисных ситуаций». Он разработан в США и в последние десять лет проходит адаптацию в России. В курсе представлены методы преодоления наиболее тяжелых ситуаций: острых кризисов психологического развития и кризисов отношений детей с социумом.
Модель: как это
работает теоретически
Очень важно определить исходную точку. В стрессовой модели кризиса это первая фаза – инициации. На этом этапе взрослый в состоянии осознать, что что-то не так, что-то необычное происходит, и первичными сигналами становятся изменения на уровне чувств (раздражение, злость, обида, страх), а также на уровне мышления и поведения: не слышит, не видит, не понимает. Безусловно, хорошо бы научить самого ребенка отслеживать эти сигналы.
На второй фазе эскалация кризиса нарастает. Мы как бы поднимаемся вверх по лестнице и не можем остановиться: поведение ребенка ухудшается, эмоции и чувства накаляются, а самоконтроль снижается.
Третья фаза кризиса самая короткая и самая высокая: острое нарушение душевного равновесия. В эти моменты ребенок практически не контролирует себя, может убежать, нагрубить, подраться, но учителю важно удерживать мысль, что ответственность за свое поведение ребенок несет сам. Это почти единственная возможность для ребенка на практике понять свои возможности к волевой саморегуляции и определить степень развития личного самоконтроля. Учиться надо на своих кризисах и ошибках, не иначе.
Четвертая фаза – выход из кризиса. Уровни выхода: низкий, прежний и высокий. Очевидно, что учитель стремится к высокому уровню выхода ребенка из кризиса с совершенствованием механизмов его психологической адаптации. Признаки такого выхода: в ответ на ситуацию, прежде вызывавшую у ребенка сильный дистресс и неадекватное поведение, теперь возникают лишь небольшие переживания с сохранением на этом фоне направленности на общение с окружающими и поиск решения. Второе: вырабатывается критическая оценка ребенком прежнего неадаптивного поведения в кризисах и благодарность тем, кто помогал выходить из них.
Ваша работа успешна, если по мере преодоления каждого следующего кризиса ребенок проявляет более зрелые формы психологической защиты и стратегии поведения. Конечно, жизнь и педагогическая практика гораздо богаче любой схемы, но схема помогает более осознанно действовать и анализировать результаты своих действий. Можно и подростков познакомить с этой моделью кризиса.
Пять подходов к ситуации
У каждого из нас есть свои предпочтения, личные ценности и особенности, исходя из которых мы выбираем способы взаимодействия с детьми. На практике определены пять основных подходов в работе педагога с детьми, находящимися в кризисе: сбалансированный, рефлексивный, структурный, обучающий, межличностный.
Сбалансированный подход – это, во-первых, создание физически и психологически безопасной среды, включая моделирование «домашней обстановки». Во-вторых, организация непрерывной, регламентируемой и прогнозируемой деятельности: расписание, режим дня, план мероприятий и т.п. Сбалансированный подход помогает преодолевать давно (годами) развивающиеся кризисные ситуации (например, жизнь ребенка в дисфункциональной родительской семье, педагогическая запущенность, затянувшийся возрастной кризис и др.).
Структурный подход регулирует мотивы, самооценку, способы поведения ребенка через вводимые учителем ограничения, санкции, поощрения, путем конкретных инструкций и ясных объяснений. Ребенку четко говорят, что произойдет, если он изменит свое поведение. Очень важны интонация, доброжелательность и заинтересованность педагога в ребенке. Этот подход эффективен с гиперактивными и агрессивными детьми. Он помогает обеспечить спокойствие и порядок, особенно в большой группе детей. Помогает ребенку и взрослому поддерживать чувство контроля над ситуацией и своим поведением. Очевидно, что он применим в рамках предыдущего, совместим со следующим и всегда полезен для преодоления острых кризисных ситуаций.
Обучающий подход представляется одним из основных методов в работе с детьми. Предлагается четкая последовательность заданий ребенку или группе: изучить свой прошлый опыт, в том числе относящийся к текущей кризисной ситуации; предложить новый опыт или новые альтернативные варианты поведения; сравнить их, проанализировать; выбрать и принять решение о поведении при полной ответственности ребенка/группы как за решение, так и за результаты его реализации; самостоятельно освоить выбранный новый способ поведения, включая обучение через повторение, тренировку. Каждый шаг алгоритма осуществляется дважды. Сначала мысленно моделируются ситуации и способы их разрешения. Затем они проигрываются в тренинговом режиме, то есть в щадящей обстановке и в искусственной социальной среде: в паре ребенок – педагог или в подобранной для этого группе детей. Цель этой работы – сформировать навыки адаптивного поведения детей. Здесь очень важны поддержка, уважение, позитивная оценка учителя, а также личная заинтересованность подростка и его желание изменить свое поведение.
Рефлексивный подход основан на способности ребенка путем самонаблюдения (рефлексии), максимально активизируемого учителем, самостоятельно определять одновременно и сущность своего кризиса, и пути выхода из него. Подход применим, во-первых, при развитом самосознании ребенка, то есть не ранее 10–13 лет, и во-вторых, в отношении, условно говоря, страдающей стороны в кризисе. В качестве «техник» его проведения можно рекомендовать следующие: эмпатию и психологическое принятие ребенка со всеми его проблемами, не осуждающее (не критикующее) обращение с ним, приемы активного слушания.
Межличностный подход углубляет предыдущий, он отличается от рефлексивного целью – установить отношения доверия между учителем и ребенком. При этом вы исследуете совместно с ребенком его биографию, обнаруживаете успешный опыт самореализации и преодоления кризисов для дальнейшего его закрепления. Учитель психологически присоединяется к ребенку, выражает ему чувство любви и поддержки, поощряет «исповедальную» форму обращения, рассказывает о собственном жизненном опыте, сходном с опытом ребенка. Педагогу важно помнить, что этот уровень общения с ребенком требует серьезной подготовки, осознанности, искренности, времени и, безусловно, строгой конфиденциальности.
Когда учитель «объективно готов»
Есть различные варианты оптимальной последовательности применения данных подходов. И здесь, конечно, на первое место выходят опыт, интуиция и специальная подготовка учителя. Адекватное поведение взрослого во взаимодействии с ребенком, испытывающим кризисную ситуацию, означает, во-первых, умение поддерживать с ним партнерские отношения как с суверенной личностью. Во-вторых, умение развивать в подростке способность к саморегуляции и принятию решений.
Для этого нужна глубокая психологическая работа по узнаванию и пониманию себя. Идти следует через осознание себя, своих чувств, эмоций и стереотипов поведения. Дело в том, что не только решение педагога оказать помощь ребенку в кризисе, но и вообще решение работать с детьми «группы риска» всегда следствие личного жизненного опыта. Ведь поведение педагога, помогающего ребенку в кризисной ситуации, может влиять как позитивно, так и негативно в зависимости от того, насколько эффективно в своем прошлом, в детстве, взрослый преодолевал аналогичные кризисы и становился ли после них социально адаптивнее и успешнее. Тут очень важно осознавать не только сильные стороны своей личности, но и слабые: например, внутриличностные конфликты, отголоски дисгармоничного стиля воспитания в семье, проявляющиеся в воспитании собственных детей. Или какие-то неадаптивные черты характера, такие как импульсивность, замкнутость, жалостливость, обидчивость, склонность к самоутверждению. Они опасны тем, что могут вызывать у вас неадекватные эмоциональные реакции на кризис у ребенка, решения, способные усилить кризис, замкнуть «кризисный цикл» на взаимодействие педагог – ребенок. Без этого ваше взаимодействие с детьми будет непрерывно обострять ваши собственные личностные конфликты.
«Что я чувствую сейчас? Что нужно ребенку или что он хочет и что чувствует? Как мне лучше отреагировать на данную ситуацию?» – вот три вопроса, на которые практически одновременно, но именно в этой последовательности важно ответить учителю в кризисной ситуации. Поэтому учителю нужно обладать высоким уровнем психологической саморегуляции и поддерживать себя в состоянии эмоционального равновесия, чтобы быть способным к адекватным действиям.