ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК
«Когда люди описывают свою интуитивную педагогику, они меняются...»
Мы представляем удачный опыт клубной работы педагогов с родителями
Родители – самые близкие, самые главные люди для ребенка. Может быть, домашнее воспитание
не всегда эффективно, но всегда более влиятельно, чем школьное. Казалось бы, на этом месте противопоставление семьи и школы надо бы и закончить. Но нет: «Раз школа «не главнее», пусть она нас обслуживает», – стали говорить родители. А школа стала им отвечать: «У нас образовательные задачи, это вы должны нам помогать». Договориться получается не всегда и не у всех. Но когда получается – в выигрыше оказываются обе стороны.
– Сегодня все чаще ведутся разговоры о создании партнерских отношений между всеми участниками образования, в частности между родителями и педагогами. Доходит ли до дела?
– Когда родители начинают вникать в жизнь своего ребенка, всплывает множество трудных ситуаций, разрешить которые самостоятельно и эффективно не всегда удается. Появляется потребность обсудить свои мысли и действия не только в семье и с друзьями, но и со специалистами, педагогами и психологами. И тогда родители наших учеников приходят со своим вопросом в школу, в кабинет психолога, например. Эту ситуацию нельзя пропустить, если вы на самом деле настроены на партнерские отношения: инициатива родителей – штука очень ценная и хрупкая, а партнерство требует надежности. С нашей стороны – конфиденциальности. Поэтому партнерство нельзя объявить приказом или создать мероприятием. Оно выращивается.
– То есть для создания партнерских отношений недостаточно родительских собраний, индивидуальных бесед с родителями, работы классных родительских комитетов, школьных управляющих советов?
– Я бы так вопрос не ставила. С одной стороны, партнерские отношения мотивируются всем укладом школы: удобно ли родителям проходить в здание школы, как их там принимают, уделяют ли время, относятся ли с уважением. Важно и то, как проходят большие мероприятия, организованные директором, у нас это Родительская ассамблея. Там про жизнь школы, про то, например, стоит ли принимать решение о рассылке родителям ежедневных эсэмэсок с оценками детей.
С другой – все больше становится родителей, заинтересованных в воспитании собственных детей, и для них нужны другие формы работы, как, например, наш родительский клуб по пятницам.
– Это как раз не придуманная форма, а возникшая по родительской инициативе?
– Да. Клуб вырос из реальных запросов родителей к школе. Они спрашивали, как грамотно поступить в той или иной ситуации. Оказалось, проблемы у многих родителей схожие, а значит, и решать их лучше вместе. Мы попробовали – получилось. Не само собой получилось, конечно. Обмен опытом, поле для него тоже надо интересно организовать. Это не собрание, а совместная работа, поэтому действуют правила: тема объявляется заранее, содержание разговоров не выносится за пределы клуба, действует правило активности («пришел – говори»), правило «стоп». И еще один важный принцип: не психолога спрашиваем, а всех пришедших.
– Какова же роль психолога? Только организационная?
– Мы собираемся, чтобы вместе искать ответы на вопросы, и во время обсуждения порой открываются совершенно неожиданные для специалиста грани проблемы. Это требует комментария, актуализации. Например, сначала заговорили об учебной мотивации, а бурное обсуждение вызвал вопрос о наказании детей за двойки. Спорили очень долго. Но дело не в длительности дискуссии. Когда люди начинают описывать свой опыт, свою интуитивную педагогику, они меняются. Прорыв какой-то происходит. И вот тут-то «рецепты» профессионала оказываются кстати: так можно попробовать сделать, а еще так. И вдруг кто-то опять сомневаться начинает…
– А если вы затрудняетесь ответить на вопрос или вам просто неприятны какие-то родительские мнения?
– Никогда не знаешь, что всплывет в разговоре, и бывает, встаешь в тупик. Но в том-то и дело, что вопрос можно переадресовать аудитории, и пока собираешься с мыслями, уже слышишь чей-то ответ, из материнского опыта. Часто это очень проницательные суждения, и я не устаю удивляться как родительской мудрости, так и тому, что мы ее недооцениваем. По моим ощущениям, клуб обогащает обе стороны, и он представляется мне маленькой школой партнерских отношений.
– Насколько «маленькой»? Много ли народу приходит на клуб, это одни и те же люди или разные? Их все больше?
– Все клубы получаются разные. Собирается человек двенадцать, и не обязательно это родители одного класса или параллели. Обычно приходят с какой-то проблемой. Или по чьему-либо совету. Мне важно донести идею партнерства, вкус к партнерству, чтобы родитель переносил этот стиль общения на отношения с ребенком. Но родители разные. И навязать партнерство невозможно. А вот о том, как принять родителей, у которых есть желание поделиться своим видением наших общих проблем, – об этом школе надо хорошенько подумать. О том, что мы сделали, чтобы открыть пути к партнерству...
С организатором родительского клуба красноярской гимназии № 13
Надеждой БОЛСУНОВСКОЙ
беседовала Людмила КОЖУРИНА