Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК


Родители и школа: что мешает диалогу?

Взаимные претензии пока сильнее готовности к сотрудничеству

Что мы знаем о реальных установках и ожиданиях родителей, кроме укоренившихся с годами стереотипов и бытующих мифов? Осенью 2008 года в пяти регионах РФ был проведен анкетный опрос родителей школьников, посвященный проблемам участия общественности в деятельности школы и ее оценке: «Участие родителей в формировании образовательной политики школы: коммуникативные барьеры».

В первом приближении

Об осознанном выборе школы для своего ребенка и о наличии четких критериев выбора сказали 50,5% опрошенных родителей, о спонтанном выборе – 6,2%. Наиболее актуальная цель школы, по мнению большинства родителей, – научить практическим навыкам, необходимым в современном мире, – 69,2%. В области «неучебных» задач школы родители выделяют опять-таки «помощь ребенку в социализации, умении успешно работать и общаться с другими людьми» – 59,4%. С тем, что задача школы – только учить, согласны лишь 5,8% опрошенных. Как видим, те цели и задачи обучения, которым отдают предпочтение родители, вполне соответствуют самым современным представлениям о содержании и качестве образования.
По мнению родителей, сегодня система образования не в полной мере учитывает запрос семей (с этим утверждением согласны 53,3% респондентов). Лишь 7,6% опрошенных полагают, что «государство в стандартах образования и требованиях к условиям обучения в полной мере учитывает пожелания семей». 27,9% считают, что пожелания родителей «полностью игнорируются государством». Треть родителей даже не представляют, как можно повлиять на жизнь школы («затрудняюсь ответить»), а 7,7% отметили позицию «никто никогда моим мнением как родителя не интересовался».

Что знают и что хотят знать о школе мамы и папы

Исследование показало, что половина родителей знают только о наиболее важных школьных событиях. Только каждый пятый родитель находится постоянно в курсе событий, знает в деталях самые последние новости из жизни школы. На вопрос: «Если бы вам предоставили полную информацию о деятельности школы, в которой учится ваш ребенок, и ваших правах и возможностях как родителя в ее управлении, это повлияло бы на активность вашей позиции?»  – лишь 3,7% родителей заявили о том, что «ничего бы не изменилось».

Ищем контакт

По мнению половины родителей, взаимоотношения со школой складываются идеально, если «администрация выясняет мнение родителей относительно наиболее важных вопросов и строит свою работу с учетом интересов семей, периодически информируя семьи и общественность о достигнутых результатах и имеющихся проблемах».
Полностью безразлична деятельность школы только для 1% родителей, в то время как почти 40% хотели бы иногда принять участие в деятельности органов общественного управления. 25% опрошенных все-таки хотели бы считать себя полноправными партнерами в управлении школой, они готовы вместе с администрацией участвовать в определении общей политики школы и решать финансовые вопросы. При этом, по данным обследования, активно участвуют в общественной жизни школы (входят в родительский комитет, попечительский или управляющий совет и т.д.) 13,6% родителей, большинство же – 45,4% интересуются общественной жизнью школы постоянно, по возможности стараются участвовать, но у них это не всегда получается.
По данным опроса, сегодня наиболее распространенными способами коммуникации родителей и школы остаются такие традиционные формы, как общие собрания родителей и администрации школы (80,5%), встречи с учителями (78,8%), анкетный опрос родителей (66,6%) и прием у директора (50,9%). Работу либо обращение в совет школы или в орган управления образованием как возможный способ выражения родительского мнения назвал каждый пятый родитель.
В то же время результаты исследования подтвердили, что родители испытывают потребность в использовании форм выражения собственного мнения, которые на сегодняшний день недостаточно представлены в школе, например, горячая телефонная линия (32%), интернет (28,8%) и анонимный почтовый ящик в фойе школы (26,6%).

Выставляем оценки школе

Большинство родителей согласны с педагогами в том, что оценка качества работы учителей и деятельности школы  – задача профессионалов. Вместе с тем они считают, что оценка не является монополией педагогического сообщества, в ней должны принимать участие родители и учащиеся, совет школы. Больше трети родителей готовы или скорее готовы лично участвовать в оценке деятельности учителей. Сейчас в их распоряжении преимущественно такие формы, как посещение уроков (65,9%), анонимные анкетные опросы (32%). Родители рассматривают их как удобные, однако видят целесообразность расширения использования и таких форм: «участие в разработке системы критериев, по которым будут оценивать деятельность учителей и распределять стимулирующие выплаты и премии», участие в комиссии по аттестации учителей.
Результаты исследования показывают, что у родителей существует достаточно четкое мнение о том, что должна делать администрация для того, чтобы участие родителей в деятельности и управлении школой было эффективным. Причем инициаторами, по их мнению, должны выступать сами родители, а администрация школы обязана предоставлять им необходимую информацию о порядке участия, помогать разобраться в нормативных документах и организовать процесс.
Таким образом, как для школы, так и для родительского сообщества по-прежнему актуальной является задача учиться «слушать и слышать друг друга». А это возможно только при балансе активности с обеих сторон.

Сергей КОСАРЕЦКИЙ, Академия социального управления
Ирина СЕЛИВЕРСТОВА, Межрегиональная ассоциация мониторинга и статистики образования

Рейтинг@Mail.ru