И опять в первый класс по конкурсу...
Апрель приходит в свой черед, а с ним – поворот к проблемам следующего учебного года. Тарификация, комплектование и, конечно, набор первоклассников. С каждым годом он проходит все более драматично, хотя вроде бы введением нормативно-подушевого финансирования нам гарантировали доступность образования: «Школа будет бороться за каждого ученика». Борется. Но только за сильного. Нам пришло письмо:
«Как родитель будущей первоклассницы в ближайшие две недели столкнусь с процедурой фактически конкурсного приема в начальную школу. Нас только в платной предшколе больше ста, а принять школа может три класса, 75 человек.
Дело в том, что рядом с нашим микрорайоном, где находится школа, построили еще один такой же, но без школ и детских садов. И вот чтобы в сад попасть, мне пришлось стоять в очереди год, а нынешние малыши стоят больше трех и все равно не попадают. Через пару лет эта волна подойдет и затопит собой школу. Уже сейчас – конкурс в обычную школу, примечательную только тем, что там учителя «требуют, как следует».
О каких таких «стандартах на условия реализации основной образовательной программы начального общего образования» говорят сегодня, если ребенка в нормальную школу не устроить?»
Мы обратились за консультацией:
– Не принять ребенка в школу по причине отсутствия мест – действие неправомерное, – ответили юристы с сайта Центра образовательного законодательства http://www.lexed.ru/. – Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Согласно п. 4 ст. 3 Закона РФ «Об образовании» физические и юридические лица, нарушившие законодательство Российской Федерации в области образования, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Вам необходимо обратиться с жалобой на действия школы в орган управления образованием района, в прокуратуру и в Рособрнадзор.
…Казалось бы, ясно: все дети, живущие в микрорайоне школы, должны быть приняты в нее безоговорочно. Однако в соответствии с п. 1.1 ст. 16 того же Закона РФ «Об образовании» «правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения и закрепляются в уставе образовательного учреждения». Именно на этом перекрестке статей и пунктов закона теряется существенная добавка – «в соответствии с законодательством Российской Федерации». В частности, решение о наборе именно трех первых класс-комплектов, зафиксированное в уставе, согласованном с учредителем, на уровне школы выглядит законным и позволяет отбирать детей фактически на конкурсной основе.
Наверное, если бы на школу не давило требование «качества», она бы не поступала так по отношению к детям и их родителям. Или если бы руководители образования научились определять качество работы школы не только по результатам детей…