Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2009
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Дашковская Ольга

Образование выйдет из кризиса обновленным?

Члены РОСРО настроены на этот счет оптимистично. Может быть, потому, что представляемые ими образовательные учреждения пострадают от кризиса минимально

На днях в ГУ-ВШЭ состоялось заседание Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО)
на тему «Образование в условиях кризиса». Собравшиеся констатировали, что сегодня образование защищено: зарплата преподавателей отнесена к тем статьям бюджета, которые нельзя сокращать. Однако есть риск, что проекты, направленные на развитие отрасли, будут заменены пакетом антикризисных мер…

 

РОСРО был создан в 2001 году и за годы своей деятельности зарекомендовал себя как одна из самых авторитетных дискуссионных площадок.
Впрочем, в последние два-три года деятельность РОСРО была приостановлена. Отчасти его функции выполняли Комиссия по вопросам интеллектуального потенциала нации Общественной палаты РФ и Общественный совет при Минобрнауки России. Теперь же РОСРО возобновил работу, и его заседания планируется проводить регулярно. Первое заседание, проведенное на базе ГУ-ВШЭ, было посвящено перспективам развития образования в условиях экономического кризиса.
В обсуждении приняли участие влиятельные образовательные политики и представители педагогической общественности.
Заседание РОСРО посетили министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, заместитель министра экономического развития РФ Александра Левицкая и руководитель Федерального агентства по образованию Николай Булаев.
От лица законодателей выступил председатель Комитета по образованию Госдумы Григорий Балыхин.

Возможности и риски

В своем выступлении ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов проанализировал перспективы развития всех уровней образования – от дошкольного до дополнительного профессионального. В числе позитивных факторов он назвал отнесение заработной платы преподавателей к защищенным статьям бюджета, которые не будут секвестированы.
«Это позволит работникам образовательной сферы более уверенно смотреть в будущее, чем сотрудникам коммерческих компаний. У образовательных учреждений появляется возможность пригласить на работу людей с рынка труда, которые в прежнее время сюда бы не пошли», – считает Я.Кузьминов.
В то же время, при сохранении базовой (гарантированной) части зарплаты, существует риск сокращения стимулирующих надбавок и доплат, что может иметь негативные последствия в будущем. Ведь в ряде регионов зарплата наиболее успешных педагогов увеличилась на 75%. Возможен также секвестр региональных программ развития образования, в том числе – внедрения информационных технологий.
По мнению Я.Кузьминова, это затруднит переход на новые образовательные стандарты. И школа останется без ресурсов на этапе внедрения новых программ.
Впрочем, «первый кандидат на сокращение», по мнению ректора ГУ-ВШЭ,  – система дополнительного образования школьников: дворцы творчества, кружки, музыкальные школы и прочее. Ярослав Кузьминов предложил рассматривать дополнительное образование как неотъемлемую часть общего: ведь если поступиться дополнительным образованием, есть риск «обрушить качество довузовской подготовки школьников».
Казалось бы, кризис будет способствовать развитию системы начального и среднего профессионального образования (НПО-СПО) – многие пойдут учиться туда, а не в вузы. Но Ярослав Кузьминов считает, что семьи все равно предпочтут высшее образование, как это было в последние годы. Основным риском в данной сфере является снижение качества подготовки, возвращение тенденции превращения НПО и СПО в социальные хранилища для детей, неспособных к обучению.
В этой связи ректор ГУ-ВШЭ предложил ускорить переход к коротким образовательным программам профессиональной подготовки и продолжить процесс интеграции колледжей в состав профильных университетов.

Не надо лечиться «перепелиными яйцами»!

Однако основное внимание общественности сегодня привлечено к сфере высшего образования. Здесь предлагается множество различных рецептов, которые Ярослав Кузьминов сравнил с «перепелиными яйцами»: съешь — и сразу выздоровеешь! К таким решениям докладчик отнес перевод всех платных студентов на бюджетные места, возвращение к пятилетнему обучению в вузах (чтобы бакалавры задержались там еще на год), рассмотрение высшего образования как «резервуара» для людей, которые не смогли найти работу. Высказываются и предложения поддержать как можно больше вузов, сократив финансирование в расчете на одного студента.
Конечно, необходимо искать решения по трудоустройству выпускников вузов, ведь, по экспертным оценкам, от трети до половины выпускников очных отделений вузов 2009 г. не найдут работу.
– Это может привести к маргинализации целого поколения, к ослаблению его потенциала для посткризисного периода,  – считает известный экономист.
Если же речь идет о продолжении обучения, то, по его мнению, нельзя скатываться до уровня «пародий на магистратуру и аспирантуру», пусть лучше выпускники получают дополнительное профессиональное образование.
Что же произойдет с вузами в условиях кризиса? Можно прогнозировать резкое сокращение платежеспособного спроса на программы высшего образования: до 30% для абитуриентов 2009 года и до 15%  – для студентов, уже обучающихся.
На это накладывается продолжающаяся волна демографического кризиса  – уменьшение числа выпускников школ 2009 г. на 10% и 2010 г. – на 8%.
На фоне этих процессов будет идти перераспределение абитуриентов между вузами.
В зоне риска окажутся прежде всего слабые вузы, контингент которых в ближайшие два года может сократиться вдвое, в том числе и за счет бюджетного приема. Эти вузы, по мнению Ярослава Кузьминова, надо присоединять к более сильным, если последние на это согласятся.
Вторая категория — эффективные вузы, где внебюджетные средства составляют более двух третей финансирования. Этим вузам следует помогать, замещая внебюджетные средства бюджетными.
Третья категория – «брендовые» вузы, к числу которых относятся МГУ, СПбГУ, ГУ-ВШЭ, МГИМО, Финансовая академия, Бауманка – пострадает минимально. Для них характерна сильная диверсификация источников дохода, и на платные отделения туда поступают дети из обеспеченных семей, которые сохранят свой уровень благосостояния и в условиях кризиса.
Четвертая категория, которая вообще не пострадает, – вузы, торгующие дипломами, где «обучение» стоит 15–20 тыс. рублей в год и у которых сформировалась определенная маргинальная клиентура.
– Высшее образование нуждается в структурной перестройке, в отсечении псевдообразования, – резюмировал ректор ГУ-ВШЭ. – Если лечиться «перепелиными яйцами», будет нанесен урон не только системе образования, но и экономике в целом.

Лучше строить школы, чем тюрьмы

Свою, особую точку зрения на обсуждаемый вопрос высказала директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства Татьяна Клячко. По ее словам, основная проблема состоит в огромной зависимости системы профобразования от внебюджетных средств. Сегодня в вузах обучаются 66% студентов-контрактников, в ссузах – 28%. Отсев учащихся этой категории чреват не только их переводом в низкопробные учебные заведения, но и криминализацией.
По словам Т.Клячко, «лучше строить школы, чем тюрьмы». С целью сокращения молодежной преступности и безработицы она предложила увеличить сроки общего образования до 12 лет, параллельно развивать программы дополнительного профессионального образования, а в регионах с высоким уровнем безработицы  – сохранить вузы в качестве социального сейфа.
Примечательно, что сторонников такой позиции среди участников дискуссии больше не нашлось, несмотря на то, что высказанные опасения разделяют все без исключения. Но при этом специалисты убеждены: надо идти другим путем.
Минус становится плюсом?
Ректор Российского государственного педагогического университета им. Герцена Геннадий Бордовский напомнил, что около половины выпускников российских вузов работают не по специальности. Но если еще недавно это явление воспринималось со знаком «минус», то в свете последних событий отношение к нему следует резко изменить.
«Нам надо думать о том, как перестроить содержание образования – с тем, чтобы люди, выходя в неопределенные условия, работали успешно в самых разных сферах, обладали активной жизненной позицией, были готовы к решению сложных задач и умели нести ответственность за свое дело», – считает ректор ведущего педагогического вуза.
Александра Левицкая уверена, что в новых экономических условиях должна делаться ставка на дополнительное профессиональное образование, которое следует осуществлять на основе строгого отбора, поскольку «бюджет любого уровня не сможет и не будет просто так раздавать деньги».
Немало говорили и о том, как учебным заведениям сохранить «коммерческих» учащихся.
– Абсолютное большинство вузов в этом году вынуждено будет уменьшить цифры оплаты на внебюджетных отделениях, потому что на рынке образовательных услуг есть конкуренция, и в этом году она будет достаточно серьезной»,  – заявил глава Рособразования Николай Булаев.

Опасные реформы

Необходимо удержать высокую планку качества и в сфере общего среднего образования.
Генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков видит главную угрозу в том, что «экономический кризис может привести к утрате стратегической инициативы в образовательной политике, подменить ее набором антикризисных мер».
По прогнозам вице-президента РАО Виктора Болотова, 10–15% выпускников школ в этом году останутся без аттестатов.
– Эта категория молодых людей должна получить профессию, так что в регионах уже сейчас нужно планировать, что делать с теми, кто останется без аттестатов,  – считает В.Болотов.
Комментируя высказанные мнения, Андрей Фурсенко подчеркнул, что ЕГЭ отфильтрует самых слабых учащихся, и это пойдет во благо образования и экономики в целом.
– Многие выпускники хотят получать высшее образование, хотя ничему не учились и ничего не знают, – заявил он в своем выступлении. – Пока действовало правило «плюс один балл», на ЕГЭ они сдавали чистые листы, чтобы получить тройку, не прилагая никаких усилий.
Теперь же, по мнению А.Фурсенко, благодаря ЕГЭ в вузы не пойдут двоечники, а те, кто ЕГЭ сдаст, «возьмутся за ум и будут поступать туда, где смогут получить знания».
Министр считает, что «если система образования будет превращаться в камеру хранения, то руководить ею должны другие люди. Те же, кто сегодня принимает решения, настроены на поддержку образования как института развития».

…В ближайшее время руководство РОСРО намерено активизировать прием новых членов, планируется также создание региональных отделений.

Рейтинг@Mail.ru