ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Президент задал ректорам задачу
Руководители высшей школы обсудили, как выполнить президентское поручение поддержать студентов и при этом не поставить свои вузы на грань финансового краха. Но общего ответа так и не нашли...
В Интеллектуальном центре МГУ 19–21 марта прошел
IX съезд Российского союза ректоров (РСР). В нем приняли участие руководители тысячи государственных и около
ста негосударственных вузов.
Нынешний форум был посвящен теме «Стратегия развития высшей школы в новых социально-экономических условиях». В рамках съезда работали десять секций. На одной из них, посвященной образовательному законодательству, и развернулась главная интрига съезда: ректоры поддержали предложения отменить ЕГЭ
и двухуровневую систему обучения (бакалавриат + магистратура).
«Мы не должны прятаться
за кризис»
На пленарном заседании съезда ректоров выступил Президент России Дмитрий Медведев.
– Мы не должны сегодня просто говорить о кризисе для оправдания собственной неспособности решить какие-то элементарные проблемы, – заявил глава государства. – Но мы действительно должны использовать те возможности, которые создают такие кризисные ситуации, для решения наиболее сложных вопросов, в том числе и тех, которые, может быть, не решались годами, или тех, решение по которым нам было трудно принять в силу самых разных причин.
– Мы сегодня собрались не для того, чтобы бороться с кризисом, а для того, чтобы развивать нашу высшую школу, – сказал министр образования и науки Андрей Фурсенко. И обратился к участникам с вопросом: что нужно сделать для того, чтобы двигаться вперед?
Целый ряд мер озвучил в своем выступлении Дмитрий Медведев.
Главная из них – «максимально приближать образовательные программы и специальности к перспективам развития рынка труда, ориентировать работу всей высшей школы на самые современные, самые передовые модели развития экономики и социальной сферы».
Президент напомнил о том, что в этом году по результатам конкурса целому ряду вузов будет присвоена категория «национальный исследовательский университет», а победители получат средства на модернизацию инфраструктуры, современное оснащение научных работ, аудиторного фонда.
При этом он подчеркнул, что, несмотря на финансовые трудности, средства на 2009 год на эти цели в бюджете предусмотрены. Кроме того, подготовлено постановление правительства об увеличении президентских стипендий для студентов и аспирантов вузов. Число стипендий возрастет до 2000, а их размер будет проиндексирован в 2–3 раза (сегодня размер президентской стипендии составляет для студентов 1600 рублей, для аспирантов – 3000 рублей).
Квоты и налоги
Ректор МГУ Виктор Садовничий в своем докладе обрисовал другую проблематику. Например, он привел данные мониторинга по вопросам взаимодействия бизнеса и образования: в этом году около 5% компаний вообще не планируют принимать на работу выпускников вузов, а большинство остальных сокращают прием в среднем на 25%.
С учетом этих факторов В.Садовничий предложил ввести обязательные для работодателей квоты на прием молодых специалистов и предоставить на определенный срок гарантии, что эти рабочие места за ними сохранятся.
Одной из центральных тем на съезде стали новые законодательные инициативы в образовании. Секцию, где эта тема обсуждалась, посетило самое большое число участников.
Как отмечали собравшиеся, за последние четыре года было принято более двадцати федеральных законов, касающихся образования, и еще столько же находится на рассмотрении профильного комитета. В Закон «Об образовании» было внесено несколько сотен поправок, и сегодня назрела необходимость свести их в интегрированный закон.
Но наряду с этим есть еще масса законодательных пробелов.
Участники дискуссии считают, что нужно регламентировать дистанционные формы обучения, нормативно закрепить статус образовательных учреждений нового типа – таких как университетские комплексы, консорциумы и холдинги (объединения вузов, предприятий, научных организаций), восстановить налоговые преференции для вузов. Речь идет о налоге на прибыль, а также на имущество и землю, что особенно актуально для негосударственных высших учебных заведений.
– Несправедливо, когда некоторые государственные вузы платят налогов больше, чем получают денег за обучение, а негосударственные вузы, которые создают материальную базу, за это наказываются, а не поощряются, – отметил заместитель председателя думского Комитета по образованию, руководитель общественного движения «Образование для всех», а с недавних пор и глава всероссийского общества «Знание» Олег Смолин.
По мнению участников съезда, следует законодательно закрепить и меры социальной поддержки студентов. В частности, предлагается индексировать не стипендии, а стипендиальный фонд вуза, чтобы ученые советы имели возможность распределять его средства с учетом потребностей учащихся.
«Нельзя выходить из кризиса
нерыночными методами»
Особое внимание собравшиеся уделили поручениям президента, связанным с поддержкой высшего образования и российского студенчества.
Как отметил в своем выступлении Д.Медведев, в этом году на вакантные бюджетные места могут быть переведены около 25 тыс. студентов, и более 300 вузов уже приняли решение зафиксировать плату в рублях на весь период обучения. Минобрнауки разработало и разослало в вузы рекомендации по переводу студентов-контрактников на бюджетные места.
Однако на практике все значительно сложнее, чем на бумаге.
Как отмечали участники дискуссии о законодательных инициативах в сфере образования, «нельзя выходить из кризиса нерыночными методами».
– Для того чтобы реализовать предложения президента, надо заморозить не только цены на обучение, но и зарплаты преподавателей, и стоимость коммунальных услуг, – считает ректор Ульяновского государственного универститета Борис Костюшко. – Ведь из внебюджетных источников осуществляются доплаты преподавателям, обновляется материальная база, производится капитальный ремонт.
По мнению Костюшко, эти меры можно ввести временно, на полгода, максимум на год, в противном случае вузы рискуют оказаться на грани катастрофы.
Эту позицию разделяют большинство его коллег. Многие из них считают целесообразным закрепить президентские поручения законодательно, чтобы обеспечить себе некое подобие охранной грамоты: различные проверяющие структуры зачастую предъявляют претензии вузам – в частности за то, что те обучают студентов-контрактников за бюджетные деньги.
Некоторые предлагают принять во внимание опыт Франции, где плата за обучение в вузах устанавливается на государственном уровне и не превышает 1000 евро в год.
Однако, по мнению специалистов, в российских условиях, когда вузы финансируются на 40–45% от потребности, такие меры могут отрицательно сказаться на экономическом положении вузов, уже пошатнувшемся из-за оттока внебюджетных средств.
Крайне несовершенными, даже ущербными считают специалисты и условия образовательного кредитования, поскольку они выгодны в основном для банков, а не для учащихся.
Председатель думского Комитета по образованию Григорий Балыхин считает необходимым вернуться к идее государственных возвратных субсидий. Этот механизм предусматривает обязательную отработку по специальности в течение определенного срока, в противном случае выпускник вуза обязан вернуть государству средства, затраченные на его обучение.
Большие надежды ректорское сообщество возлагает на законопроект о создании при вузах малых предприятий, что позволит реализовать научные разработки, трудоустроить студентов и обеспечить приток столь необходимых сегодня внебюджетных средств.
Со своей стороны, Г.Балыхин заверил, что он и его коллеги-депутаты приложат все усилия для того, чтобы способствовать принятию этого важного документа по упрощенной схеме, до завершения весенней парламентской сессии.
Мораторий на ЕГЭ: за и против
Особое воодушевление участников съезда вызвало заявление Д.Медведева о том, что образовательное законодательство «не должно восприниматься как священная корова».
Не случайно самыми бурными и продолжительными аплодисментами сопровождалось выступление Олега Смолина, который призвал отказаться от обязательного введения двухуровневой системы образования (бакалавриат – магистратура) в вузах и от перехода к ЕГЭ в штатном режиме.
Последний тезис депутат мотивировал тем, что «если не заморозить ЕГЭ на предстоящие три года, около 100 тысяч молодых людей останутся без работы и без возможности продолжения учебы», имея в виду двоечников, которые по новым правилам не получат аттестаты. Это приведет к тому, что в стране могут начаться студенческие волнения – по аналогии с недавними событиями в Греции и Франции.
Г.Балыхин сразу же поспешил отмежеваться от позиции своего заместителя, подчеркнув, что комитет отклонил законопроект о добровольности ЕГЭ (одним из авторов которого является О.Смолин) и не согласен с идеей моратория на ЕГЭ в период кризиса. По его мнению, «нельзя будоражить учащихся и родительскую общественность накануне приемной кампании».
А.Фурсенко считает, что законы следует менять только после того, как будет проверено их выполнение на практике, потому что «это не теоретические игры, а жизнь людей».
В ответ на тревожные прогнозы О.Смолина министр заявил: «Нас время от времени пугают призраками Франции и Греции, но не надо идти на поводу у людей, которые заинтересованы не в обучении ребят, не в поднятии их интеллектуального уровня, а в создании легковозбудимой социальной среды».
В завершении участники съезда приняли стратегическую инициативу Российского союза ректоров «Новое образовательное измерение» – своеобразный кодекс чести для ректорского сообщества. В документе призывают ректоров воспитывать чувство гражданской ответственности, формировать гуманистическое мировоззрение, бескорыстно передавать накопленные знания, хранить духовно-нравственные ориентиры.
Кто компенсирует потери?
Высокий форум оставил неоднозначные впечатления. С одной стороны – оптимистические заявления о сохранении и развитии лучших традиций российского образования и поддержке инноваций в непростое для страны время. С другой – очевидная растерянность руководителей образовательных учреждений перед грядущим сокращением бюджетных и внебюджетных доходов, общая неопределенность ситуации с приемом абитуриентов и трудоустройством выпускников 2009 года.
Ректоры не получили ответа, может быть, на самый главный вопрос: как реализовать поручения президента по поддержке студентов и при этом «остаться на плаву»? Компенсирует ли государство вузам потери от введения этих мер? Из каких средств выпускники вузов будут выплачивать образовательные кредиты по «минимальной процентной ставке», если уровень средней заработной платы продолжает стремительно падать?
С этими и многими другими сомнениями руководители университетов вернутся в свои регионы – до следующего съезда, на который они соберутся уже в другом, может быть, не таком многочисленном составе…