Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2009
Третья тетрадь
Детный мир

Болсуновская Надежда

Почему ребенок боится задать вопрос учителю?

На родительском клубе вдруг возник вопрос: «Как быть, если ребенок что-то не понимает, а к учителю обратиться боится?» Я задумалась. С одной стороны, большой плюс то, что ребенок может об этой проблеме с родителями поговорить, а с другой – странно: ну руку ребенок не поднимает, ну к доске не идет, но чтоб бояться вопрос задать? Да правда ли это? Я разговариваю с ребятами:

«Стыдно как-то спрашивать, скажут, сам виноват… я не понял – это мои проблемы, надо самому выкручиваться… лучше я спишу… как это я не понял, я что, дурак, что ли… представляю, что друзья про меня скажут, если я на дополнительные заявлюсь…»

Оказалось также, что они не только спрашивать не любят, но и к вопросам учителей относятся подозрительно: «Раз спрашивает, значит, что-то не так».
Представление о том, что не понимать – стыдно, спрашивать – смешно, просить о поддержке – унизительно, крепко сидит в головах учеников. Очевидно, что такая позиция во многом провоцируется возрастными особенностями подростков. Формируется Я-?концепция, создается идеальный образ Я, который надо поддерживать. А образ такой изменчивый, от любого мнения зависит. И никак нельзя признаваться в слабости, говорить о трудностях – не так оценят, не то подумают. Поэтому когда проколы все-таки случаются, они переживаются очень тяжело.
Между тем дети могли бы меньше страдать, если бы взрослые научили их культуре обращения за помощью. Заметьте, кто все-таки спрашивает? Кто открыто признает, что ошибся, не стесняется сказать о своей проблеме? Тот, кто уверен в себе. Кого не сломит чужое мнение или насмешка. Тот, кто знает о себе не только то, что о нем говорят другие. Среди подростков таких единицы, и это значит, взрослые должны грамотно помогать детям в укреплении самооценки.
Во-первых, понимать, насколько это ценный навык – уметь обратиться за поддержкой. Знать, что без обратной связи он не разовьется. Но возьмем самую нейтральную ситуацию, когда ученик говорит учителю, что не понял. Учитель: «Повторяю для непонятливых» – звучит ровно тот же самый текст, который ученик уже не понял и который теперь он не понимает еще больше, потому что психологическая ситуация явно усложнилась. Наука: «И кто тянул меня за язык?»
Во-вторых, обратить внимание на те черты и черточки своего педагогического стиля, которые могут препятствовать контакту с детьми. «Высокая требовательность», например, или «бескомпромиссность». Внутренняя закрытость, привычка вышучивать других, собственный страх ошибок – да мало ли мелочей, из-за которых вы не воспринимаетесь детьми как безопасный взрослый.
А нам никак нельзя допускать, чтобы дети перед нами закрывались. Взрослый, не развивающий в детях культуру обращения за помощью, не помогает учиться. Больше того, он способствует формированию у подростка ущербной самооценки.

 

Рейтинг@Mail.ru