О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
М.Г.Ермолаева
Современный урок: анализ, тенденции, возможности
СПб.: КАРО, 2008
Урок, как атом школьной жизни, иногда кажется банальным, иногда – неисчерпаемым в своей сложности.
Меняются с каждым днем тенденции в образовании, меняемся мы, меняются ученики. Значит, и урок должен претерпевать изменения. Об этом автор говорит в первой главе книги: направляет внимание читателя на новые приемы проектирования, на смыслы, которые мы вкладываем во взаимодействие с учениками.
Изменение целей неизбежно влечет за собой преобразование структуры урока. Как выбрать адекватное содержание, форму, инструментарий? Как и что мы оцениваем в деятельности учеников? И самое главное – какие образовательные эффекты стоят за традиционными и современными формами оценки. Это тема второй главы.
И наконец, анализ урока. Он так же многогранен, как сам урок. «Ошибка осуществляемых анализов урока иногда заключается в том, что совершенно разные по своей сути уроки мы пытаемся анализировать по одной и той же схеме. Сегодня для многих уже понятно, что не может быть одной универсальной схемы, которая подошла бы к анализу любого урока. Нельзя судить о качестве урока по тому, подошел он к схеме или нет».
Для тех, кто согласится с этим утверждением, в Приложении даны разные схемы: для структурного, аспектного и системного анализа урока.
В.К.Загвоздкин
Опыт разработки и применения стандартов образования за рубежом
М.: Вердана, 2008
Сколько споров, опасений и ожиданий клубится вокруг введения образовательных стандартов в России. К сожалению, как и многие наши новшества, это напоминает очередное изобретение велосипеда. И педагогическая общественность замерла в ожидании: что же ей наконец спустят сверху и какие последствия настигнут в результате отечественное образование? Между тем многие наши соседи по планете уже столкнулись с подобной проблемой, и при желании можно воспользоваться опытом чужих ошибок. Тем, кто такое желание испытывает, можно рекомендовать книгу Загвоздкина.
Автор начинает с общих вопросов по теории стандартов образования, рассматривает распространенные модели школьных систем, сложившиеся в зависимости от разных целей: англо-американская, немецкая, скандинавская.
Особенный интерес у российских читателей наверняка вызовут главы, в которых изложена история введения стандартов в немецкоязычных странах. Это произошло сравнительно недавно. Но процессу можно только позавидовать: проводились широкие исследования, сравнения разных моделей и содержательные обсуждения не только «наверху», но и среди школьных педагогов. Чего, например, стоит документ профсоюза немецких учителей «Стандарты образования: чудодейственное средство или хитроумная выдумка дьявола?» или масштабная «экспертиза Климе», в одном из пунктов которой оговариваются свойства качественных стандартов: предметность, сфокусированность, кумулятивность, обязательность для всех, дифференцирование, понятность, реализуемость.
Особое внимание зарубежные исследователи обращают на то, как отразится введение стандартов на самых проблемных аспектах современной школы: «Школы, работающие в неблагоприятных исходных условиях, а также учителя, работающие с трудными классами, требуют иных критериев оценки, особой поддержки и поощрения». В качестве примера приведена, например, практика школы в Швейцарии, где много учеников из группы риска.
В приложении собраны примеры стандартов разных образовательных моделей – с перечислением компетенций и образцами тестовых заданий.