Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ШКОЛЬНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК


Киселева Ольга

Образовательная технология для родительского собрания

Обсуждаем тему учебной мотивации

Родительские собрания, по традиции проводящиеся в конце четверти, иногда превращаются в довольно скучную лекцию. Чаще всего это происходит, если учителем запланирована просветительская тема: об особенностях возраста соответствующей параллели, о воспитательных возможностях семьи или профилактике вредных привычек. Между тем взрослые ничуть не меньше детей нуждаются в том, чтобы предлагаемая им информация была актуальной, интересной, доступной, соотносилась с их опытом
и обстоятельствами реальной жизни. Удивительно, но даже учителя, охотно и умело применяющие новые образовательные технологии в работе с детьми, не используют их при проведении родительских собраний. Хотя смоделировать занятие для взрослых в той или иной технологии не сложнее, чем урок. В качестве примера можно привести разработку родительского собрания в технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления». Тему авторы выбрали актуальную для конца третьей четверти: формирование учебной мотивации у детей. Ведь позади тяжелая зима, накопилась усталость, но предстоит еще напряженная работа до конца учебного года.

 

Структура занятия

Согласно мнению современных педагогов и психологов, критическое мышление определяется как «разумное, рефлексивное», позволяющее объективно рассуждать, логично поступать в соответствии со здравым смыслом. Оно дает возможность посмотреть на вещи с разных точек зрения и отказаться от собственных предубеждений, прийти к новым возможностям решения проблем. При этом формируется умение осмысленно работать с информацией, то есть анализировать и оценивать ее.
Использование технологии при проведении родительских собраний позволяет развивать творчество пап и мам, ибо педагог создает условия для того, чтобы они сами приходили к определенным выводам. А то, что наработано самостоятельно, и усваивается лучше, и отторжения не вызывает.
Технология критического мышления основана на трехфазовой структуре занятия: вызов, осмысление, рефлексия.
В начале собрания учитель (лучше, если собрание проводится вместе со школьным психологом) стремится создать положительный эмоциональный настрой и помогает пришедшим родителям разделиться на группы. А теперь – начинаем.

Вызов

Первая стадия занятия в этой технологии – вызов. Ее задачи: актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации. Для запуска этих процессов необходим толчок (интрига), которым может стать, например, результат анкетирования детей на уровень учебной мотивации или распечатка обсуждения проблемы учебной мотивации на родительском форуме в интернете, представленная вниманию присутствующих. (Впрочем, проблема интереса к учебе настолько злободневна для родителей, что они охотно включаются в работу и без особенной стимуляции.) После объявления темы собрания и действий классного руководителя «по интригованию» родителям, объединенным в группы, предлагается методом «мозгового штурма» дать ответ на вопросы: что такое учебная мотивация ребенка и какими могут быть пути ее формирования?
Ведущим приемом на стадии вызова обычно бывает составление кластера «грозди» – графического организатора информации, его еще называют «поле идей». Последовательность действий при построении кластера:
1. Посередине чистого листа необ­ходимо написать ключевое слово, которое является «сердцем» кластера.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием, устанавливаются логические связи.
4. Необходимо записывать все, что приходит на ум, дать волю воображению и интуиции.
Родители по группам составляют кластеры на больших листах бумаги цветными маркерами. Продолжительность работы 5–7 мин. После чего представители от групп докладывают результаты, которые сравниваются ведущим (классным руководителем).

Осмысление

Вторая стадия – осмысление содержания. Она направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от «старого» знания к «новому». Эта стадия предполагает работу с текстом сначала индивидуально, а затем в группе. Вниманию родителей предлагается текст. Его необходимо подобрать из научно-популярной или специальной педагогической литературы. Степень сложности текста классный руководитель соотносит с уровнем образования родителей своего класса.
После прочтения предлагается обсудить в группах заранее заготовленные педагогом вопросы и приготовить групповую презентацию, которую впоследствии представляет один человек. Вопросы могут быть самыми разными, например:
С чего надо начинать процесс формирования учебной мотивации? На основании чего формируются мотивы поведения?
Какие факторы направлены на формирование внешней мотивации, а какие – на формирование внутренней мотивации?
Какой вклад могут внести родители в формирование познавательных потребностей своих детей? Как вариант можно предложить задание составить памятку для родителей «Как помочь детям готовить домашнее задание».
Составьте памятку для родителей «Как мотивировать детей на хорошую учебу».
Она может быть, например, такая:
– используйте те потребности, которые точно есть у ребенка (однако старайтесь чаще руководствоваться самыми высшими из имеющихся);
– при этом формируйте потребности и желания следующего уровня;
– не перепрыгивайте через несколько ступеней;
– не забывайте, что если самые простые потребности не удовлетворены, то вряд ли стоит ожидать возникновения более высоких.

Размышление

Третья стадия – рефлексия. На этом этапе происходит закрепление нового знания, «присвоение» его и формирование на его основе своего аргументированного представления об изучаемом объекте. При этом слушатели возвращаются к составленным ранее в группах кластерам, вносят дополнения, изменения.
Дополненные кластеры сравниваются. Дополнение кластера на данном этапе будет являться устной рефлексией.
Художественной формой письменной рефлексии в технологии критического мышления является синквейн. Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме. Оно описывает суть понятия, представляет своего рода резюме. Предлагается составить один синквейн на группу.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом.
Вторая строчка – это описание темы двумя прилагательными.
Третья строчка – это определение действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия).
Четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение авторов к теме.
Последняя – это синоним (метафора) из одного слова, который выражает суть темы.
Например:
Мотивация.
Внутренняя и внешняя.
Стимулирует, вдохновляет, развивает.
Голубая мечта родителей и педагогов.
Успех.

Если вы решили попробовать, то...

...не ожидайте слишком многого от первого раза. Особенно если класс сформирован только в этом году или раньше у него был суровый (конфликтный) классный руководитель, то есть родители привыкли к выговорам и порицаниям. В этом случае особенно важно правильно начать и не отпугнуть непривычной формой. Возможно, кто-то категорически откажется заниматься «этой ерундой». Такому скептику можно предложить посидеть за отдель­ной партой, послушать мнения групп и, может быть, высказать свое суждение по ходу выступлений.

…при делении родителей на группы нужно учитывать, насколько долго и хорошо они знакомы между собой. Самый простой и неинтересный способ  – объединиться в четверки. Для этого пары, сидящие за первой, третьей, пятой партами, просто разворачиваются лицом к тем, кто сидит за ними. Так можно поступить, когда родители пассивны и пока настороженно относятся к вашим предложениям. Если же взрослые, заполнившие класс, уже давно общаются и сложились сообщества симпатизирующих друг другу людей, пусть объединятся по этому принципу. В этом случае нужно лишь следить, чтобы в стороне не остался какой-нибудь робкий папа, который впервые оказался на собрании.

…чтобы исключить досадные случайности, можно использовать хорошо себя зарекомендовавший способ деления: разрезать несколько открыток на столько частей, сколько будет людей в группе. Вы раздаете всем по фрагменту, и каждому остается только найти обладателей недостающих элементов «мозаики». Этот способ хорош еще и тем, что позволяет сбросить напряжение, пройтись по классу в процессе поисков и даже новичкам почувствовать себя «своими». При делении на группы целесообразно проследить за тем, чтобы в составе каждой были родители с разным образовательным уровнем.

...во время последующих собраний с использованием групповой работы бывает так, что от групп выступают одни и те же родители. С одной стороны, это неплохо: таким образом определяются самые активные родители. С другой  – не очень, ведь многие могут так и не выступить ни разу. Для того чтобы выступающие от групп менялись, можно время от времени выбирать их случайным образом. Например, каждый фрагмент открытки содержит на обороте номер. И по окончании обсуждения ведущий произвольно (или с умыслом: он же сам их и раздавал) называет, от какой группы какой номер докладывает результаты.
…памятки, получившиеся в процессе работы, можно распечатать и предлагать родителям других классов. А родителям своего нынешнего класса раздать после собрания те, что были составлены родителями ваших предыдущих выпусков. Ведь человеку всегда приятно, что плоды его труда могут пригодиться другим.

…учитывайте, что правила сочинения синквейна довольно трудно усвоить без примеров. Как образцы этой формы можно использовать те, что вы сочиняли с учениками своего класса на уроках. Перед началом собрания их вывешивают на доску или специальный «стенд достижений». Наверняка родители, входя в класс, прочитают их. А потом при сочинении собственных синквейнов непременно обратятся к творчеству своих детей как к образцу.

Рейтинг@Mail.ru