Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Кожурина Людмила

Слагаемые качества обучения

В проекте «Что показал анализ результатов PIRLS-2006?» проанализированы социально-экономическое положение учащихся и школ, типы организации школ, особенности программ и методов обучения

Международное мониторинговое исследование PIRLS сравнивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира. О том, что в PIRLS-2006 Россия заняла первое место, опередив 40 стран мира, все давно уже знают. Новостью является обнародование результатов вторичного обследования, проведенного в рамках плана фундаментальных исследований ГУ-ВШЭ в 2008 году «по следам» международного. Обследование велось в школах России, показавших как высокие, так и средние, и низкие результаты.

Фактор школы, фактор учителя

В исследовании были выделены школы, обеспечившие своим учащимся высокий уровень достижений, не располагая всеми благоприятными внешними условиями. Самое ценное в этих школах: взаимные ожидания, учебная мотивация, акцент на достижения, взаимная удовлетворенность, благоприятная учебная среда.
Огромную роль играет фактор учителя, две его ключевые компетенции: в планировании и подготовке урока и в управлении классом. Признаки первой: высокий темп работы, концентрация и переключение внимания учеников, многообразие форм подачи материала. Признаки второй: максимальная включенность всех учеников, разнообразие форм работы и заданий, сотрудничество между учителем и детьми. Также были выявлены параметр «создание условий и использование методов, обеспечивающих максимальную активность и самостоятельность» (самостоятельная работа в группах и парах, эмоциональная вовлеченность), и параметр «планирование своей деятельности для максимального соответствия потребностям учащихся» (дифференциация заданий по сложности и объему, индивидуальная работа и обратная связь, использование творческих заданий).
Немаловажную роль играют и эффективные методы оценивания: формирующее оценивание (для организации учебного процесса) и партнерское оценивание, групповое и индивидуальное самооценивание. Однако факт налицо: большинство учителей используют оценку только в результирующей функции.

Области успеха и неблагополучия

Итак, 5% самых сильных и 5% самых слабых в PIRLS – это наши дети. Они отстоят друг от друга на 228 баллов – разрыв очень большой, как нигде. По данным PIRLS-2006, труднее всего нашим детям сравнивать прочитанное с собственным опытом, описывать структуру текста, сравнивать с ранее прочитанным и предсказывать дальнейшее. Наиболее сложная форма для наших ребят  – открытый вопрос.
Эти данные говорят об особенностях речевой работы с детьми. Как показало вторичное обследование, не всегда создаются условия для самостоятельной работы учащихся; не обеспечивается насыщенное обсуждение прочитанного в классе. А при переходе в среднюю школу основной деятельностью ребенка становится «молча слушаю».

Подходящий учебник

Анализировались разные учебники чтения, выяснялось, есть ли в них задания на поиск информации, представленной в явном виде: найти конкретные сведения, найти значение слова или фразы, определить тему или основную идею; есть ли задания на умение формулировать прямые выводы: установить связь между событиями, понимать обобщения, выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов; на интерпретацию информации: распознавать общую идею или тему текста, описывать отношения между героями, сравнивать и противопоставлять информацию текста, понимать настроение и общий тон рассказа, находить практическое применение информации текста; на умение оценивать содержание, язык и структуру текста. Оказалось, что многие из распространенных в школе учебников не только не помогают решать проблемы, выявленные при анализе результатов PIRLS-2006, но и усугубляют их. Провоцируют появление неточных ответов, данных без опоры на текст, не способствуют формулированию самостоятельного суждения в свободной форме.
К сожалению, почти все учебники не ориентированы на развитие и проверку читательских умений и не дают ученикам опорных стратегий работы с текстами. Общая беда: для кратких по объему и обзорных по характеру текстов подбираются проблемно-ориентированные, комплексные вопросы и задания. Это несоответствие провоцирует привычку к необоснованным и не опирающимся на анализ текста суждениям.

Рейтинг@Mail.ru