ПО ШКОЛЬНОМУ СЧЕТУ
«О самостоятельности школ нам пока лучше помолчать…»
Вопрос, напрямую связанный с самостоятельностью и субъектностью муниципальных школ, учредителем которых выступает муниципальное управление, это вопрос о том, является ли субъектом местное самоуправление, органы которого по ст. 12 Конституции РФ не относятся к органам государственного управления. Увы. Фактически муниципальное управление функционирует как нижний уровень государственной власти.
С какой стати оно будет заниматься проблемами школ (и не только), если из 100% собранных налогов 90% надо отдать наверх, а назад получить трансферт, по которому надо отчитаться? И в реестре обязательств нет ни слова о вопросах местного ведения, за которые оно отвечает по 131 закону. Интересы школы, например, туда не внесены. Отчитываются за движение финансов, а не за работу на местах. Как и перед кем отчитываются, так и для того работают.
Ровно в такую же ситуацию поставлены школы. Может быть, они и собрались стать субъектами, но контролируются-то по нормам того, кто их финансирует. Государством контролируются. По вертикали.
Уверен, что нельзя изменить школу только за счет введения финансовых потоков – без решения вопроса о нормах. Внешние показатели – это одно. Но треугольник показателей, позволяющий уходить от вертикали, складывается из них плюс внутренние показатели, плюс самооценка.
Быть субъектом – значит обладать властью над тем, что имеешь, и властвовать собой. Субъект всегда стремится самостоятельно и под свою ответственность принимать решения, причем в соответствии не только с конкретными, но и более общими законами и нормами. В том числе – законом совести, самым ненормируемым, но самым главным законом.