Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПО ШКОЛЬНОМУ СЧЕТУ


Чканникова Варвара

Кадровая политика в масштабе штатного расписания

Сегодня учителя чувствуют: что-то происходит с профессией в последнее время. Как-то неуютно в ней становится и педагогу со стажем, и молодому специалисту: вроде не на то настраивались, когда собирались работать в школе. Не так представляли себе условия труда. О тонких, но не очень-то деликатных изменениях в профессиональной сфере рассказал Кирилл МИТРОФАНОВ, заместитель директора Центра социально-экономического развития школ ГУ-ВШЭ.

Наше исследование «Рабочие места в образовании» касалось тех изменений, которые произошли в профессиональной сфере за последние четыре года.
Оказалось, что педагоги составляют лишь половину всех работников образования, другая – административный, вспомогательный и обслуживающий персонал. Но это общая картина, а на уровне регионов пропорции разные, и можно с уверенностью констатировать, что децентрализация образования свершилась.
Например, если в общей картине по стране налицо уменьшение количества педагогического персонала (при увеличении обслуживающего и административного), то в Карелии педагогов становится больше – исключительный случай.
Если повсеместно просматривается тенденция к сокращению работников вспомогательных служб (это в основном педагоги дополнительного образования), то в богатых регионах наблюдается их рост.
В целом количество людей, работающих в отрасли, за четыре года сократилось на 5%, вакантных рабочих мест в образовании стало меньше на треть. Что особенно заметно: меняются названия должностей, меняется их количество. Эти изменения происходят, потому что директора имеют возможность манипулировать штатным расписанием. Перебор с должностями приводит к снижению зар­платы, поэтому и профессионализация педагога уже не может быть узкопредметной, однонаправленной. Внутреннее совмещение становится условием выживания в школе, и преимущество отдается педагогам с многофункциональными компетенциями.
Вот позиции директоров школ: «Учитель-предметник в чистом виде не нужен… нужны инициативные молодые люди со свежими идеями для новых проектов… ценится учитель «с припеком», могущий выполнять разные функции… общепредметная подготовка ушла на второй план, поскольку школа теперь развивается не за счет предметов, а благодаря результатам, и основная нагрузка учителя неурочная».
Повсеместно ставится вопрос о поиске и об организации других систем обучения, отличных от классно-урочной. Ведь если мы хотим добиться требуемого результата (развития компетентностей), то не можем пользоваться технологией, созданной для решения совсем других задач (а классно-урочная система – это именно технология).
Сегодня школа сама создает оргструктуру и сама выбирает технологию – под те задачи, которые перед ней поставлены. Формируется не только новый тип учителя, но и новый тип руководителя.

Рейтинг@Mail.ru