Образовательная траектория учителя: открывая собственный опыт
Учитель, как известно, учит, пока учится сам.
Казалось бы, сегодня педагогам предлагается столько разных форм обучения, на самых разных уровнях,
на любой вкус – а большого прироста профессионализма в учительской среде
не наблюдается. Только прирост сертификатов.
В чем дело? Учат не тому? Не так? Не те?
Спросим учителей. Оказывается, с их точки зрения, хорошие курсы – «полезные», хорошие семинары
и конференции – где «есть что взять». Предпочтительнее те интернет-ресурсы, где «можно скачать», та печатная продукция, «где есть что списать».
В общем, все, что помогает правильно ориентироваться в море требований и отчитываться, – нужно.
А вот обсуждения, дискуссии, профессиональное общение – пустая трата времени.
После такого обучения учитель готов писать бумаги
о развитии субъектности ученика,
о его индивидуальной траектории, ничего не делая
для становления собственной.
Странное дело.
Курсанты
Компетенции – это сплав умений и готовности выполнять работу. Но всякий раз попытки оговорить учительскую работу списочно проваливаются, потому что «такая уж это работа». В разные моменты деятельности востребуются разные компетенции, в разные исторические периоды приоритеты разные. Что, например, спрашивают с учителя сегодня?
«Курсы у нас организованы так, что учитель может выбрать то занятие, которое ему нужнее, – рассказывает методист областного ИПКРО. – В результате переполненными оказываются аудитории, где обсуждается подготовка к аттестации, проектная деятельность, проведение мониторингов и работа с портфолио. Как бумаги оформлять, как правильно опыт обобщать. А на лекциях ученых из университета пусто. Наука, специальность никого не интересуют».
Что ж, над этим «поворотом рек» политики образования немало потрудились. Главное, нашли простой механизм: сначала придумываются новые формы аттестации и оплаты труда, потом под них – курсы. Плюс маленький нюанс: в каждом регионе чиновники вносят в требования свои коррективы, поэтому получать информацию следует из первых (дающих) рук, относиться к ней некритично и вообще «быть на глазах». Такая вот компетенция.
Одиночки
Не удивительно, что под таким присмотром «педагоги пребывают в спячке», «вопросы понимания себя в разных ситуациях и личного развития им безразличны» – это по словам окружного методиста, пытающегося наладить горизонтальные связи между учителями школ округа. «Круглые столы», форумы специально созданного сайта, дискуссионные площадки – пусты, если не гнать туда учителей силой, а просто спрашивать: «Назовите свои проблемы, выразите свое отношение к происходящему». Для большинства учителей понятнее, когда проекты ради проектов, экспериментальные площадки для престижа, а аттестация ради хороших отношений с руководством.
Тот факт, что человек не обсуждает свои проблемы, не означает, что их нет. Каждый строит свой педагогический мир, повсюду ищет пригодные для него факты, мысли, фрагменты или намеки. «Там кусочек урока у коллеги увидела, тут фразу из разговора подобрала. Что-то случайно вычитала или на педагогическом форуме заметила. Откуда-то скачала презентацию – идея понравилась. И так сама догадываешься, как решать свои профессиональные проблемы», – рассказывает учительница.
Но почему бы не зарегистрироваться на форуме и не принять участие в обсуждении близких проблем? Почему бы не пообсуждать тему на школьном семинаре? Оказывается, отторжение вызывает любая «система»: «Там что-то утверждают или кого-то опровергают, а мне надо только то, что может быть приспособлено к работе».
Пары сменного состава
Понимание без диалога, без проговаривания проблем – возможно ли? Или то, что называется ныне «проектное мышление»? Общаться необходимо, только вот с кем мы общаемся? Многие учителя считают, что с детьми они готовы искренне взаимодействовать, а вот с коллегами – нет: трудно и опасно.
«Все, что я делаю, – для детей. Чтобы им было интересно, чтобы у нас была общая жизнь, и я считаю себя успешным учителем, потому что на праздники получаю до сотни писем от бывших учеников», – рассказывает учительница, тридцать лет назад определившая для себя единственный вектор деятельности. Кстати, это самый распространенный стереотип хорошего учителя: «сердце отдаю детям».
Однако не будем проходить мимо важного момента: где тут мотивы, а где цель? Мотив – сделать жизнь детей интересной и насыщенной, да, а цель? Сделать и свою жизнь такой же в окружении детей? Или все-таки цель – дать ученикам полезные навыки, опыт, знания? Грамотный учитель не может игнорировать жизнь в профессиональном сообществе и его проблематику.
Коучи и наставники
Мы ищем и находим ровно то, к обнаружению чего подготовлены. Мы постоянно заняты тестированием всего и вся на предмет пригодности к нашей работе. А «на себя оборотиться»? Сегодня в некоторые школы приходит коучинг, новейшая методика повышения квалификации педагогов. Суть: рядом с учителем, исполняющим свои обязанности, постоянно находится специалист, который содействует повышению его результативности, обучению и развитию, – коуч.
«Работа интересная, – рассказывает один из них, – многие важные приемы учителя становятся для него настолько прозрачными, что он перестает их замечать. Но стоит обратить на это внимание, и приходит лучшее понимание себя, а значит, рост возможностей».
Коуч, таким образом, помогает учителю находить ресурсы в себе, а не вовне. Коучинг можно понимать как наставничество наоборот. Мы учимся не у кого-то, а рядом с кем-то. Не перенимаем чужой опыт (дело бесполезное), а открываем свой. И начинаем видеть, слышать, схватывать в своей работе то, что не могли распознать в одиночку.
С одной стороны, очевидно, что в одиночку или теоретически учительские профессиональные проблемы не решаются, а с другой – где набрать коучей на всех учителей?
Но присмотритесь: может быть, настроенное восприятие, знающий глаз и ухо, информированный и любознательный ум – человек, с которым можно совместно решать нерешаемые проблемы, работает рядом с вами? Может быть, вы сами можете стать им для своего коллеги?..