Мобильный этикет
Когда телефон становится помехой уроку
Разговоры о том, что телефонные звонки, а также фотосъемки мобильными телефонами мешают проведению уроков, идут среди учителей давно, тем не менее никакого решения эта проблема – ни дисциплинарная, ни учебная, ни личная – не находит. «Посторонний предмет» отвоевывает для себя все больше пространства и времени урока, перемещаясь в центр внимания не только учеников, но и учителей. Продолжать делать вид, что проблемы не существует, – не выход. Нам пришло письмо:
«Как-то на уроке в 5-м классе во время объяснения нового материала у ученика зазвонил мобильный телефон. Ученик с важностью говорит о срочном звонке и просит разрешения выйти, я – с улыбкой – разрешаю. Но с тех пор так и пошло: как только дело доходит до объяснения новой темы, начинается перезвон мобильников. Делала замечания, проводила беседу о правилах поведения, выступала на родительском собрании – не помогает.
Вот идет контрольная, тишина стоит полная, но что делают дети? Они сидят в «аське» и обсуждают решения. Хорошо хоть так. Другой случай: на моем уроке все ученики получили видеорассылку из другого кабинета, где учитель распекал учеников в повышенном тоне, а они снимали процесс. Изымать телефоны нам не разрешают, а ведь детям не мешало бы сконцентрироваться на получении знаний. Может быть, нужны дисциплинарные меры? Должен же быть какой-то официальный документ, регламентирующий пользование телефоном. На что ссылаться учителям?»
Мы поговорили с учителями из разных регионов. Увы, ситуация типична.Соблазн понажимать на уроке кнопки телефона велик, и тут мало что помогает. Кто-то предлагает ученикам отключить телефоны перед уроком, кто-то – сложить в специальную коробку. Некоторые учителя пытаются использовать его в учебных целях («Переводчик», «Словари», тестирование). А некоторые воспитания ради начинают делать то же, что и дети: снимать, звонить, включать музыку – «Вот как хорошо мы учимся!».
Как выяснилось, во многих школах страны приняты правила пользования телефоном в школе. Они утверждены школьными советами и записаны в уставе школы. Например, договорились о том, что нельзя пользоваться телефоном во время урока, и каждый ученик подписался под правилом.
Однако эта мера работает, если все родители разделяют позиции школы по данному вопросу. В частности, прокуратура Калининградской области опротестовала решение школы, согласно которому были запрещены разговоры по телефону из классных комнат, за исключением специально утвержденных мест. Предусматривалось принудительное временное изъятие телефонов в случае несоблюдения ограничений.
На сегодня запрет на пользование мобильными телефонами в школе введен правительствами Италии, Греции, Кипра, Украины, Аргентины; в некоторых штатах Индии и землях Германии. Правительство Японии рассматривает подобный законопроект.
А в нашей стране? Жалобы учителей – кто обращает на них внимание...