ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Образовательный стандарт по новым правилам
Отменяется деление на компоненты и вводится обязательная общественная экспертиза
Постановлением правительства введены новые правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов. Правила стали более детальными, а главное – в них зафиксирована обязательность независимой общественной экспертизы стандартов.
Новые правила отражают изменения, внесенные ранее в Закон «Об образовании» в части стандартов. Так, теперь стандарт не делится на компоненты – федеральный, региональный и компонент образовательного учреждения. Нет в новых правилах и упоминания о том, что содержание стандартов должно обновляться не реже, чем раз в десять лет.
Итак, теперь стандарты «могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям». По сравнению с компонентами такая структура представляется более гибкой.
Внятным стал порядок разработки стандартов. Если в прежних правилах, изданных в 2005 году, было прописано, что они разрабатываются «с привлечением заинтересованных органов федеральной исполнительной власти, государственно-общественных объединений, при участии работодателей», то теперь появилась деловая формулировка: «Порядок разработки определяется законодательством РФ… об оказании услуг для государственных или муниципальных нужд».
Главное же новшество правил – введение института независимой общественной экспертизы образовательных стандартов.
При министерстве должен быть создан специальный совет, координирующий экспертную работу. Проект стандартов профессионального образования ведомство обязано представить «объединениям работодателей, организациям, действующим в соответствующих отраслях экономики». Проект стандартов общего образования должен быть отправлен на экспертизу региональным органам управления образованием «и институтам общественного участия в управлении образованием».
Также проект любого стандарта обязательно должен быть опубликован на специальном сайте в интернете для обсуждения.
Министерский совет по стандартам, как предполагают правила, обязан рассмотреть все поступившие экспертные заключения. «По результатам рассмотрения совет принимает решение рекомендовать проект стандарта либо к утверждению, либо к доработке, либо к отклонению». И министерство действует в дальнейшем «на основе рекомендаций совета».
Заметим, что в правилах разработки стандартов 2005 года нет даже слова «экспертиза»; согласование мнений предполагается только с заинтересованными министерствами и ведомствами. Правда, пока вся процедура экспертизы существует только на бумаге и есть опасность – примеры нам известны, – что она станет просто формальностью. При министерстве появится еще один совет, в его состав войдут «образовательные общественники», являющиеся членами еще десятка подобных структур… Однако то, что в правительстве предложили не узковедомственную, а включающую участие общественности схему утверждения стандартов – уже само по себе значительный шаг вперед. А поскольку президент Дмитрий Медведев обещал, что школы страны перейдут на новые стандарты уже в этом году, вскоре мы узнаем, как эта схема будет работать.