Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2009
Третья тетрадь
Детный мир

Болсуновская Надежда

Домашнее задание: для кого оно?

Мы поднимаем качество. Не вообще, а в конкретном седьмом классе, он у нас проблемный. Разговариваем с учителями, родителями, детьми. Так или иначе, но мнения сводятся к тому, что «вот если бы домашнюю работу регулярно делали».
Я попросила ребят перечислить причины, по которым они не выполняют домашние задания:

«Лень, к тому же дома и так есть чем заняться… Как посмотришь, сколько всего надо сделать, руки опускаются… Все выполнить все равно нельзя, только по тем предметам, по которым точно проверят… Иной раз не делаю уроки в отместку родителям или учителю: не буду – и все… Я и с урока все понял, зачем мне дома учебники и тетради открывать?..»

Из ответов видно, что домашняя работа воспринимается тринадцатилетними детьми как область личных решений. Действуют механизмы хочу/не хочу, надо/не надо. Как правило, выбирается «не хочу» и «не надо». А небольшой опрос, проведенный девочкой из этого класса, показал: лишь очень маленькая группа учеников класса делает уроки нормально, то есть без телевизора, плеера и перекусывания.
В такой ситуации учителя требуют от родителей контроля. Те не возражают, только вот «вы проследите в школе, чтобы они задания в дневник записывали». И тут опять не получается обойти ученика. Значит, мотивировать надо его самого. Но как это делать грамотно?
Во-первых, взрослым необходимо проработать сформированный в опыте стереотип в отношении к домашним урокам: повинность, обуза, зависимость и даже наказание. Еще в начальной школе детям дают это почувствовать: «Ты плохо себя вел на уроке, поэтому дома будешь решать на два примера больше, чем все». Или так: «Сегодня вы молодцы, и домашнее задание я вам задавать не буду». – «Ура!» Но и на следующих этапах обучения домашняя работа рассматривается как неприятное, но главное дело ученика. Где-то в подсознании прячется это: «Я в свое время мучился над уроками, теперь пусть они помучаются». Однако на сегодняшний день эти взгляды непродуктивны: наши ученики  – дети информационного века.
Во-вторых, нам следует подумать, как надо учить подростков, что и зачем задавать им на дом. Интересно, что и дети, и учителя, и родители уверены, что домашняя работа нужна для повторения, освежения материала в памяти. То есть нужна для урока. Но такая мотивировка годится только для сознательных детей, и рассчитывающие на нее учителя проигрывают: «Ведь ничего особенного не задала, только параграф прочитать  – и никто». А надо – «особенное», чтобы было интересно. Или что-то очень конкретное, очевидное. Или, наоборот, ряд заданий с выбором одного…
Все дело в том, чего мы хотим от домашних уроков. Хорошо, если думаем об умении подростка выстраивать свой день, преодолевать инерцию, испытывать удовольствие от общения не на бытовые темы. То есть ориентируемся на компетенции, действительно необходимые человеку в жизни.

Рейтинг@Mail.ru