Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

Кожурина Людмила

Цена учительского балла

Платят ее сегодня не только педагоги, но и ученики

Март близок, солнце набирает силу, и до конца третьей четверти уже рукой подать. А есть ли другие поводы для оптимизма? Мы продолжаем освещать «малые сцены» школьной жизни, полагая, что не все в ней задается структурами и рекомендациями, этими главными героями политики образования, но и ситуациями, переживаниями отдельных людей.
Разумеется, назвать педагогов «второстепенными персонажами» ни у кого язык не повернется, тем более сейчас, когда экономические основания, подведенные модернизаторами под образование, начинают рассыпаться из-за обвала бюджетов в регионах.
В этих условиях на авансцену педагогики снова возвращается тема «про детей», а темы «про деньги» и «про инновации» уходят в тень. В конце концов, люди работают с тем, что есть, а не с тем, чего нет. Хотя вот только что было…

 

Зыбучие пески

И почему это школы не могут привыкнуть к работе в условиях неопределенности? К ежегодному совершенствованию порядка аттестации школьников, например? К тому, что новые правила всегда объявляются внезапно, посреди учебного года? Увы, не могут.
«Пробная работа по ГИА в 9-х классах дала одинаково плохие результаты и по русскому, и по математике: половина двоек, по русскому даже хуже. И такая картина во всех школах района. А ведь столько книг закупили, столько бумаги на тесты извели, занятия дополнительные какие только не проводили. Учителя в шоке, дети смеются: «Нет, мы лучше на каток пойдем». А вот наши выпускники мечутся, им не до шуток. Нововведения в правилах ЕГЭ: «четыре, а не два», «без права пересдачи» – стали известны только в декабре, а что это значит – за три месяца приготовиться к ЕГЭ по иностранному или по информатике?»  – рассказывает учитель, и слышно: он стесняется своей причастности к выкрутасам системы, представителем которой перед учениками является. Ему остается разводить руками и призывать учеников работать, работать, работать.

Меж крутых бережков

Но как теперь работать? Фактически над традиционной школой уже надстроена еще одна, портфолио-конкурсная. И обе стоят на плечах учителя. Груз чувствителен: «Раньше мы сами искали адреса олимпиад, а в этом году нас буквально засыпали информацией о вузовских конкурсах и олимпиадах для выпускников. Плюс мероприятия местного значения, по которым мы отчитываемся, – рассказывает завуч школы.  – Голова кругом: «Посмотрите… проверьте… распечатайте… это срочно»  – до позднего вечера. Очень сильное расхождение между тем, что нужно ученику, и тем, что нужно школе. Учителя оказались в двойном капкане: и уроки никто не отменял, и на запросы детей нельзя не ответить».
Наверное, модернизаторов такая картина порадует: забегали наконец-то «урокодатели», начали работать по запросам учеников! Начали. Только не в связи с НСОТ или с новыми формами аттестации учителей. Напротив, ставки на материальную выгоду оказались хилыми: «Чем больше люди набирают баллов, тем ниже их стоимость. У нас разнарядка: больше 50 баллов в месяц не набирать, все равно не оплатят. Да и кто с детьми за баллы работает?»

Не увязнуть бы в болоте

Когда-то колхозники работали за трудодни, «за палочки» в тетрадке счетовода. И хотя администрирование стимулирующей части ФОТ все более усложняется, сюжет тот же, унижающий: неизвестно, сколько стоит «палочка», когда ее оплатят, а вдруг не захотят или не заметят. «Я не собираюсь добиваться надбавок, считаю, что достаточно того, что я пришел работать в школу на определенных условиях. Они их постоянно меняют? Что ж, когда условия станут окончательно унизительными, я уйду. Но пока еще можно не участвовать в рейтингах и их обсуждении – сохранять самоуважение», – говорит учитель.
Кстати, модернизаторы зовут в школу мужчин и молодежь, но, видимо, ожидается какой-то специфический контингент, готовый принять это: «Зарплата у нас в регионе маленькая, около пяти тысяч рублей по высшей категории, но если учитель будет набирать баллы, он сможет сделать себе еще одну. Справедливость тут относительная. Критерии, например, такие: «балл за работу с сайтом». Просто сбрось статью на сайт. Что в статье? Никого не интересует. Или «балл за ученика, поступившего в вуз по профилю преподаваемого предмета», – за то, что учитель повлиял на выбор. Но разве это этично?»

Есть ли лес за деревьями?

Надо сказать, об этике задумываются многие учителя. Учительница из таежного поселка рассказывает: «Время для педагогики тяжелое, как никогда. Часы сократили, задачи надо решать, а для души – что? Старшеклассники сидят какие-то беззащитные, растим их без ценностных опор, без духовных исканий. А идеальный учитель в школе тот, кто в точности совпадает с инструкцией, скучнейший человек. И ты изо всех сил поддерживаешь детей искренностью и прямотой, тем, что стало главным дефицитом образования. И все же третий год у нас пропадает целевое место в московском вузе – никто не хочет ехать учиться».
Дилеммы профессиональной этики каждый решает сам: «Или мы работаем для каждого ребенка, или для того, чтобы в межаттестационный период набрать необходимое количество документов и достижений для успешной аттестации»; «Что касается аттестации в форме ЕГЭ, а в нашей области для аттестующихся учителей ЕГЭ по преподаваемому предмету обязателен, на мой взгляд, это лучше, чем нудное описание своих мыслей о дидактике и личных приемов преподавания, от которых только пухнет голова. Сдал и забыл».
Только вот именно от частных решений учителей больше всего зависит отношение детей к учебе. Впрочем, и су`дьбы образования.

А вот начнется…

Денег, говорят директора школ, уже не хватает, и фонд стимулирования урезан на 50%, так что зарплата за февраль многих неприятно удивит. Рассказывает заместитель директора школы: «Мы только что прошли строгий конкурсный отбор и получили инновационные деньги – их сняли. Фонд проектной поддержки учителей закрыли. Потребовали новое Положение о критериях стимулирования, более жесткое».
Начался аутсорcинг: всех психологов, валеологов, завучей по воспитательной работе, сисадминов – в центры, на крошечную зарплату. Снова оптимизация: соединить две и три школы в одну. И вдобавок – рекомендация: «Отдавать предпочтение педагогам с высокой исполнительской дисциплиной».
Как говорят дети, «ни бум-бум»…

Рейтинг@Mail.ru