ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Борьба за компонент
Новая структура государственного образовательного стандарта вызвала серьезную критику со стороны регионов
В Госдуме состоялись парламентские слушания на тему «Федеральный государственный образовательный стандарт – стратегический ресурс устойчивого развития многонационального общества».
На территории Российской Федерации проживают более
160 национальностей. Как сохранить единое образовательное пространство страны с учетом уникальных особенностей каждого народа? Этот непростой вопрос оказался в центре внимания собравшихся не случайно.
История с продолжением
История создания стандартов общего образования всегда сопровождалась ожесточенными дискуссиями. Но если на первом этапе – в середине 90-х споры велись исключительно о содержании образования (сколько часов следует предусмотреть для изучения того или иного предмета), то сегодня основная борьба развернулась вокруг структуры стандарта.
Закон РФ № 309 об изменении понятия и структуры государственного образовательного стандарта, принятый в декабре 2007 г. и вступающий в силу с 1 сентября 2009 года, отменяет разделение стандарта на федеральный, национально-региональный компоненты и компонент образовательного учреждения.
Это нововведение встретило наибольшее сопротивление, поскольку оппоненты опасались, что такая редакция закона сделает невозможным преподавание родных языков в национальных республиках.
В 2007 году представители Министерства образования и науки – идеологи и разработчики закона – утверждали, что регионально-национальный компонент используется только в 13 территориях, поскольку процедура его утверждения достаточно трудоемкая (она связана с принятием законов субъектов РФ). Тем не менее никто из чиновников не отрицал необходимости учитывать культурные, этнические и другие особенности при составлении образовательных программ. Механизм реализации этого принципа разработчики обещали прописать в подзаконных актах. Однако с тех пор минуло два года, а воз и ныне там.
Тем самым была создана правовая неопределенность, которая вызвала негативную реакцию в национальных республиках. Наиболее жесткую позицию по этому вопросу заняли Татарстан и Башкортостан. В прошлом году проблема обсуждалась на совещании в Казани с участием министра образования и науки Андрея Фурсенко и президента республики Минтимера Шаймиева. При профильном комитете Госдумы была создана специальная рабочая группа, по инициативе которой в законодательство была внесена поправка об участии субъектов РФ в разработке примерных образовательных программ с учетом этнокультурных, социально-экономических, национальных особенностей регионов.
«Это принципиальный шаг, который позволит сблизить позиции в решении этой проблемы и устранить правовую неопределенность», – подчеркнул в своем выступлении председатель Комитета по образованию Григорий Балыхин.
Однако это убеждение не разделяют депутаты Госсовета Республики Татарстан и Государственного собрания – Курултая Республики Башкортостан, по словам которых, «поправка не разрешила основного противоречия о разграничении полномочий федерального центра и субъектов РФ».
В качестве альтернативы они внесли в Госдуму собственные законопроекты, фактически восстанавливающие компонентную структуру стандарта. Инициативы получили поддержку большинства национальных республик, но отрицательные отзывы правительства.
Открывая парламентские слушания, вице-спикер Госдумы Любовь Слиска отметила, что «разговор будет заинтересованным и острым, поскольку аргументы сторон диаметрально противоположны».
Прогноз оказался точным.
Министерство:
жить станет лучше, станет веселее
В своем выступлении статс-секретарь, заместитель министра образования и науки Юрий Сентюрин пытался убедить собравшихся в том, что установление новых стандартов расширяет возможности для изучения родных языков и традиций.
Он пояснил, что если раньше на освоение национального компонента отводилось 15% учебного времени (на самом деле – 20–25%. – О.Д.), то при новой – не менее 30% в рамках вариативной части базисного учебного плана, и субъекты РФ благодаря принятой поправке смогут принять участие в его формировании.
«Это предполагает больший объем творчества, возможностей и больший учет компетентностей и прав субъектов РФ», – констатировал Ю.Сентюрин.
Кроме того, как следовало из доклада замминистра, сегодня представители малых народов, компактно проживающих на территории тех регионов, в которых они не являются титульной нацией, не смогут обучать своих детей родному языку в школах, поскольку региональный компонент базисного учебного плана данного субъекта РФ такой возможности не предусматривает. Новая структура стандарта, не привязанная к компоненту, позволит, например, карело-финнам, проживающим на территории Сибирского или Приволжского федеральных округов, использовать учебные курсы, разработанные для национальных школ Республики Карелии.
Таким образом, вступление в силу закона об изменении понятия и структуры стандартов, по версии чиновников, обеспечит право учащихся на изучение родного (нерусского) языка за пределами национальных республик и облегчит их переезд из одного региона в другой.
Однако приведенные аргументы не убедили представителей национальных автономий.
Оппоненты:
новые стандарты разрушают
Отечество
Так, по словам председателя Госсовета Республики Татарстан Фарида Мухаметшина, в этом регионе не первый год действуют чувашские, марийские, мордовские национальные школы и учебные заведения для других народов Поволжья.
Министр культуры и национальной политики Республики Башкортостан Ильдус Илишев рассказал о том, что в школах представляемого им региона изучается 14 различных языков народов России, издаются СМИ на восьми языках.
По мнению оппонентов, все дело в терминах, которые закреплены в тексте закона. Поскольку термин «национально-региональный компонент» в законе отсутствует, то и право на изучение родного (нерусского) языка автоматически пропадает. А заверения чиновников – это не более чем декларации, которые нигде не записаны, а значит, не являются аргументом для проверяющих органов.
Так, по свидетельству депутата Законодательного собрания Республики Саха (Якутия) Егора Жаркова, закон о стандартах еще не вступил в силу, как прокуратура потребовала убрать из регионального закона «Об образовании» все упоминания о национально-региональном компоненте, а также исключить из учебных программ образовательных учреждений всех уровней краеведческие курсы и курсы по изучению национальных языков.
По словам Е.Жаркова, в республике собрали 10 тысяч подписей в защиту национально-регионального компонента.
Парламентарии Республики Северная Осетия (Алания) направили обращение в адрес правительства и Федерального собрания РФ, в котором говорится об опасных последствиях введения новой структуры стандартов.
Как следовало из выступлений представителей автономных республик, на сегодняшний день в национальных школах сложилась тревожная ситуация: реструктуризация сети привела к сокращению их численности, а вступление в силу нового закона грозит их окончательным закрытием, а значит – разрушением национальных и культурных традиций народов и в конечном итоге – снижением качества образования.
Кроме того, по мнению оппонентов, с принятием новых ФГОС наметились негативные тенденции в дестабилизации федеративных отношений, поскольку авторы закона нарушили пункты 2, 3 ст. 68 Конституции РФ, гарантирующие «всем народам РФ право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития», а также пункт «е» ст. 72 Основного Закона, гласящий, что вопросы воспитания, образования и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
«Если раньше регионы обвинялись в превышении своих полномочий, то теперь федеральный центр вторгается в полномочия субъектов РФ, игнорируя их интересы и давая тем самым повод для разрушения Отечества», – констатировал Рамазан Абдулатипов, чрезвычайный и полномочный посол РФ в Республике Таджикистан, бывший министр по делам национальностей.
По мнению Ильдуса Илишева, такая ситуация чревата политическими конфликтами; он привел в пример Югославию, где развал страны начался с запрета на изучение родного языка в албанских школах.
Движение навстречу друг другу
Во избежание такого исхода участники слушаний предложили принять целый ряд мер, в том числе обеспечить федеральное финансирование учебников по национальным языкам и принять новые целевые программы, поддерживающие развитие языков и культур народов России.
Предлагалось также предоставить право субъектам РФ проводить в школах единый республиканский или региональный экзамен по родному языку.
Но главное требование состояло в создании понятного и прозрачного механизма участия субъектов РФ в формировании содержания образования.
Какой вариант будет принят за основу: возврат к прежней структуре стандартов или совершенствование новой?
В своем заключительном слове Григорий Балыхин дал ясно понять, что «ставить вопрос об изменении концепции закона неприемлемо, но идти по пути внесения в него поправок – наиболее реальный путь».
Кроме того, планируется при разработке подзаконных актов, устанавливающих механизмы реализации стандартов, учитывать двуязычие. Также будет осуществляться мониторинг правоприменительной практики по использованию языков в образовательной деятельности.
Особое внимание будет обращено на анализ и оценку учебников по национальным языкам и их включение в Федеральный перечень.
Несмотря на острую полемику, переходящую порой в опасные политические заявления, инициаторы слушаний в целом положительно оценили результаты парламентских слушаний.
Констатируя, что подзаконные акты лишь отчасти нивелируют проблему с изучением национальных языков, Фарид Мухаметшин выразил удовлетворение тем, что «субъекты РФ сумели донести важность этой проблемы до депутатов, представителей Минобрнауки и правительства».
«Будем искать выход дальше», – сказал в заключение председатель Госсовета Республики Татарстан.
Наглядным подтверждением позиции о достигнутом взаимопонимании стали слова Юрия Сентюрина о том, что при Минобрнауки планируется создать Совет по стандартам с широким привлечением региональных экспертов.