Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2009
Третья тетрадь
Детный мир

Болсуновская Надежда

Дети пишут сценарий урока

Середина третьей четверти, и как обычно – проблемы с учебой младших подростков. Как их замотивировать? Наши семиклассники, к примеру, ничего не хотели делать, договориться с ними было невозможно. И все-таки  – разговаривали, выслушивали:
«Учиться надоело, мы ведь основное уже знаем, а про червей и про Моцарта  – зачем? На уроках скука. Предметы, может, и интересные, а учиться  – нет, не нравится».
Но что, собственно, им не нравится? Мы решили провести в классах среднего звена мониторинг на эту тему. Самые первые результаты вывели нас на проект «Урок глазами подростка», за который взялись именно семиклассники.
Итак, есть уроки интересные, а есть  – скучные. Но бывает так, что интересные-то они интересные, а неполезные. «Нужные», по мнению детей, те уроки, которые и интересны, и полезны.
Следующий шаг – дайте более подробное описание урока, на который хотелось бы идти. Каждый писал свои Рекомендации, и оказалось, что, не сговариваясь, многие предлагали работу в группах и в парах, и это конечно же соответствует потребностям возраста и особенностям личностного развития младших подростков. Плюс дети хотели бы уменьшить количество воспитательных разговоров на уроке и объем домашних заданий. Они хотели бы, чтобы на уроке можно было действовать по ситуации, а не по плану. Они за эксперименты и против вызова к доске. За чувство юмора и игру. За то, чтобы учитель делился своим жизненным опытом.
Что дальше – понятно: «А теперь попробуйте сами написать сценарий такого урока… А теперь проведите его». Важно, чтобы активность шла и со стороны учителей. Например, на уроке русского языка три группы ребят показывали три варианта урока по текущей теме, и тестирование, проведенное по завершении, дало хорошие результаты.
Конечно, это игра, эпизод, но посыл-то от взрослых самый настоящий: мы вас слышим, мы идем вам навстречу. И отношение детей сразу менялось  – они сами увидели свою ученическую позицию: не мешаю ли я другим… а что я привнес в урок, чтобы он стал интереснее… если я не в процессе, что же со мной делать, как работать?
Учитель, чувствуя обратную связь, захотел освежить методику. Чем? Первое, что приходит в голову, – разнообразие, иллюстративность, отказ от рутины. Но это если вдаваться в частности. А если исходить из закономерностей, то надо выбирать проектные формы обучения. Проектная учебная работа адекватна в 5–7-х классах, во-первых, потому, что не игнорирует общение, а для младших подростков именно общение – ведущая деятельность. Во-вторых, одинаковых и бесполезных проектов не бывает, значит, работать с учебной проблемой и интересно, и полезно.
Меня спрашивают: «Что вы будете делать, когда азарт угаснет, подъем спадет и новые формы перестанут быть новыми?» Отвечаю: формы – только ключ к открытию учителем и учеником интереса друг к другу.

Рейтинг@Mail.ru