О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Клаус Фопель
На пороге взрослой жизни
М.: Генезис, 2008
Всего под этим названием, из которого можно понять, что речь идет о работе с подростками, издано четыре книги. Сегодня речь пойдет о той, что вышла с подзаголовком «Цели и ценности, школа и учеба, работа и досуг». В ней автор остался верен себе: игровые упражнения одно лучше другого. Несложные для проведения, увлекательные, продуманные до мелочей. И какие-то очень человечные. Читая их описание, совершенно отчетливо понимаешь, что все они придумывались, чтобы на самом деле помочь – осознать, прочувствовать, разобраться в себе – и ни в коем случае не навредить, даже случайно. Ярче всего это проявляется в комментариях к каждой игре. Например, после задания, помогающего выяснить реакцию подростков на интеллектуальные испытания, автор советует: «Вам следует несколько раз неожиданно провести это упражнение, чтобы учащиеся выработали привычку наблюдать за своими действиями и чувствами в процессе обучения. Постарайтесь аккуратно выяснить, насколько ваш собственный стиль преподавания блокирует восприятие учащихся. Если есть проблемы, поищите совместное решение».
Тематические блоки упражнений предваряет глава, в которой автор описывает «психологические особенности подросткового и юношеского возрастов… Я понял, что моя помощь гораздо более эффективна, когда я понимаю, какие нормативные возрастные задачи стоят в данный момент перед моим клиентом». Здесь проанализированы характерные черты подросткового кризиса, психологические процессы и новые ориентиры, свойственные этому возрасту.
Для некоторых упражнений предусмотрены раздаточные материалы – анкеты, тесты, опросники. Они расположены на отдельных страницах, чтобы удобнее было копировать.
Т.А.Арефьева
Дети и деньги
СПб.: Речь, 2006
Тема, конечно, очень важная, но на первый, пусть даже педагогический, взгляд удивительно, как можно об этом написать такую совсем не тоненькую книжку. Однако автор, социолог и практикующий психолог, подошла к проблеме комплексно и проанализировала ее с разных сторон. В первой главе представлены разные аспекты отношения к деньгам: психологический, педагогический, экономический, культурный – и даже приведены традиции, принятые в разных религиозных конфессиях. Иногда, кстати, прямо противоположные. Так, в православии считается нежелательным знакомить детей с миром денег слишком рано, а в мусульманских странах принято дарить малышам деньги на праздники и по особым случаям. Это, пожалуй, самая далекая от практики глава.
Остальные – «Восприятие денег детьми», «Мотивация к получению денег», «Незаработанные деньги», «Заработанные деньги», «Сферы труда детей – предпочтения молодых», «Траты и экономические приемы детей и подростков» – содержат данные социологических опросов, психологические рекомендации, описание и анализ типичных ситуаций. Выход из некоторых (например, ребенок тяжело переживает из-за стесненных финансовых обстоятельств в семье) подробно расписан буквально по шагам.
Представив психологическое объяснение очередного раздела, автор не забывает собрать в отдельной главке ответы на самые «горячие» родительские вопросы. С какого возраста начинать? Сколько выдавать? Как часто? Как контролировать? Причем это не примитивные рецепты, а скорее общие правила, исходя из которых взрослый может действовать в конкретной ситуации.
В последней главе собраны упражнения, игровые и тренинговые задания, которые позволят развить у ребенка спокойное и рациональное отношение к деньгам.