СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
Открывая Отечество
Патриотическое воспитание, как и воспитание вообще, не может быть системой мероприятий. Это — ты сам и дело, которое ты делаешь вместе с детьми
Под заголовком патриотического воспитания в планах педагогической работы чего только не значится: смотры, общешкольные праздники, классные часы, торжественные линейки. Но далеко не все достигают хоть какого-то эффекта. Если быть честными с собой и предложить прийти только желающим, многих ли мы увидим в торжественном строю? Уроки – немного другое, там хочешь не хочешь – в голове ученика что-то остается…
А вот если принудительным торжественным маршем 9 Мая
к памятнику подростки идут с сальными шуточками и матерком? Получается, что в воспитании нужно действовать еще более тонко
и бережно, чем в обучении. Душа в отличие от разума совсем
не терпит насилия и фальши. Воспитывать можно только собой, своим увлечением, искренностью, а не формальными мероприятиями,
пусть даже очень эффектными. Такие мероприятия очень хороши
для отчетов. Но мы сегодня отойдем от этой славной традиции
и расскажем о том, как в некоторых школах говорят на эту тему
без пафоса и официоза. Когда Patria – Отечество обращается
к ребенку не глянцевым плакатом, а живым человеческим лицом
Из рук в руки
Все педагоги, говорившие нам о своем опыте, обязательно уточняли, что формы работы можно использовать вполне традиционные. Важно, как вы это будете делать.
В Агалатовской школе Ленинградской области педагоги со всей своей воспитательной работой оказались в особенно трудном положении: раньше в поселке стоял летный полк, потом его расформировали, большинство учеников – из семей военных, вышедших в отставку. Отцы, соседи, знакомые – боевые летчики, живущие совсем не роскошно, да еще при нынешнем отношении к армии… Как тут говорить о патриотизме? Педагоги и не стали говорить, а предложили ребятам съездить в соседнюю воинскую часть и порадовать тех, кто там служит. Тем более что большинство бывших выпускников попали в части неподалеку. Именно предложили, а не скомандовали. Вместе с детьми учителя обсуждали, что лучше дарить человеку, надолго оторванному от дома, собирать ли деньги или каждому принести всякие полезные мелочи и что-нибудь из сладостей. Сначала покупали на собранные деньги, сейчас придумывают самостоятельно, выбирая из примерного списка. Потом девочки красиво упаковывают подарки: «Не в коробках же дарить!» – и во время встречи отдают из рук в руки.
Чтобы не уезжали
Город Тихвин Ленинградской области в полном соответствии с названием замирает на всю рабочую неделю: работоспособное население дружно уезжает в Питер на заработки, а при первой возможности перебирается туда насовсем. Поэтому главная патриотическая идея педагогов местной школы № 4 проста: сделать все, чтобы их выпускники не уезжали из родных мест. Громкие слова здесь бесполезны, зато можно дать подростку в руки дело – востребованное и чтобы по душе. На первых порах договорились с соседями – педагогами дополнительного образования о том, чтобы ребята пробовали себя в профессиях водителя, парикмахера, ландшафтного дизайнера. А потом дизайн стал стержнем большого социального проекта благоустройства территории вокруг школы. Выбор растений происходит на занятиях педагога из Детского экологического центра, специалисты-дизайнеры из Аграрного университета помогают грамотно распланировать участок. Получилось до того красиво, что растения, цветущие и сменяющие друг друга с весны до осени, никто не рвет и не топчет, хотя школа не окружена забором. Дети чувствуют себя хозяевами, а окрестные жители – потому что постоянно видят, сколько труда вкладывают дети и учителя.
Коллекционировать –
занятие романтическое
Школьный музей часто воспринимается невыносимым анахронизмом. Если там пахнет пылью и скукой, лучше его закрыть совсем. Но иногда школьные музеи бывают удивительно живыми, так случается, если к организации приложил руку увлеченный человек. Например, в Гатчинской школе, которая, преобразовавшись из Дворца пионеров, стала культурно-образовательным центром микрорайона. К счастью, в школу пришел работать Виталий Третьяков, руководитель общества филокартистов, то есть коллекционеров открыток.
Ну что привлекательного для современных подростков может быть в ветхозаветных открытках, которые даже наши родители уже перестали рассылать по почте? Не круто, не современно и не романтично. Оказывается, и собирание открыток, и выставки могут быть захватывающе интересными для современных детей. В музее сейчас около трехсот тысяч открыток, среди них даже те, что были выпущены в годы Ленинградской блокады, – не самые радостные и яркие, на военные сюжеты. Но если разместить их под стеклом так, чтобы можно было прочесть еще и надписи на обороте, а потом поговорить – и не в актовом зале, а негромко, сидя за большим круглым столом…
Кстати, истории поиска открыток могут обернуться настоящим приключением. Коллекционеры рассказывают ребятам о настоящих почтовых кладах: в годы репрессий люди замуровывали свою переписку, боясь преследований.
А современности этому увлечению может придать интернет. Именно там ребята отыскали клуб собирателей открыток по рисункам Зарубина. Большинство коллекционеров – подростки. В процессе переписки возникла идея совместной выставки и так всех захватила, что директор школы, Светлана Третьякова, даже пригласила этих ребят приехать летом: «А что, жить можно в школе, а кто хочет, может поставить палатки во дворе».
Действительно, открытки настолько разнообразны, что могут стать поводом для самых разных проектов: о людях, местах, событиях.
Море на карте Костромской области
Во времена счастливого советского детства каких только не было клубов юных… Моряков, десантников, парашютистов (не было только чекистов, или были?). Кажется, что идея изжила себя до предела. Но нет такой формы, которая была бы хороша или плоха сама по себе. Важно, чем она наполняется.
Представьте маленький городок Пыщуг на севере Костромской области, реки-то поблизости нет приличной, а уж до моря… И в школе – клуб юных моряков.
С морем Пыщуг связывает вот что: это родина адмирала Фокина. Но адмирал уехал отсюда очень давно, зато приехал мичман медицинской службы Юрий Кокоулин, отслужив на флоте. Устроился на работу. И вместо того чтобы после трудового дня лежать на диване, идет вечером в школу на занятия клуба. Про земляка-адмирала рассказывает, про историю флота, атрибутику, про то, как менялась флотская форма, учит ребят вязать морские узлы.
Клуб, как и другие формы дополнительного образования, хорош тем, что приходят ребята только по желанию. Не каждый профессиональный педагог выдерживает такое испытание. Сюда – приходят. Сначала нужно пройти испытательный срок, проверить себя, если чувствуешь, что хочешь остаться, получаешь форму, настоящую морскую форму. Для мальчишек (в клубе ребята с первого по пятый класс) это очень важно. Они даже не идут на занятия сразу после уроков, а отправляются домой, переодеваются и снова возвращаются в школу. И весь городок видит, как они идут. А однажды неугомонный руководитель клуба организовал слет моряков-подводников из четырех ближайших областей, пригласил ребят из речного училища, детские морские клубы из соседних городов (один, в Шарье, возник с его же подачи). И ребята шли вместе со взрослыми как на настоящем параде.
Им здорово повезло: взрослый увлеченный человек возится с ними, рассказывает о море, о настоящем мужском братстве, о героях и сражениях. Наверняка во взрослой жизни им будет вспоминаться именно это. И есть надежда, что кто-то из них со временем поступит так же, причем не важно, каким именно интересным делом он увлечет ребят, которые родятся лет через двадцать. Может, такой опыт и есть лучшее патриотическое воспитание?
А вот плавать юным морякам не на чем. Списанную форму Юрий Витальевич еще сумел раздобыть, но шлюпку даже он со всей своей энергией и увлеченностью достать не может.
Интересно, сколько шлюпок можно было бы купить взамен одного громадного рекламного щита с патриотическими воззваниями в центре Москвы?
Кстати, ни у кого не найдется лишней шлюпки? Она очень нужна в Пыщуге.