Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

УЧЕБНЫЙ КАБИНЕТ В ТРЕХ ИЗМЕРЕНИЯХ


Идеи для...

Дневник книжного путешествия

Как помочь своим ученикам прочитать книжку, интересную, увлекательную, но толстую, с трудными словами? Вот что придумала учитель русского языка и литературы из Вятской гуманитарной гимназии Галина Бузанакова.
Педагог предлагает ребятам по ходу чтения вести дневник от своего лица или от лица героя, как бы отправиться вместе с ним на поиски приключений и открытий, описывать все увиденное и пережитое, не забывая проставлять реальные числа (20 февраля 2009 года, к примеру) и количество прочитанных за день (неделю) страниц. А чтобы книга стала поводом для общения, в классе появляется доска объявлений и телеграмм, которыми обмениваются авторы дневников, сообщая друг другу о своих победах, пережитых опасностях. Сюда же прикрепляются фотографии (рисунки) воображаемого путешествия и встретившихся на пути диковинных растений, животных, интересных людей. Итогом становятся и обсуждение всеми прочитанной книги, и выставка путевых дневников.

Продленка, но не продлюга

После уроков ребята из разных классов остаются на попечении одного педагога, в одном кабинете. Главная их задача – сделать домашнее задание до прихода родителей. Но как устроить так, чтобы первоклассники, которым ничего не задали, не помешали третье­клашкам? Им предстоит прорешать пол-учебника по математике и еще пару упражнений по русскому написать.
Светлана Мубаракшина, воспитатель из сургутского Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, из нескольких парт сооружает в центре класса один большой стол. За него усаживаются малыши, перед ними лежат заманчивые предметы: краски, пластилин, картинки-раскраски, книги с рисунками и без. Можно заниматься чем хочешь, тихонько общаться с соседями. По периметру класса стоят парты, за которыми трудятся усердные математики и лингвисты. А возле учительского стола располагаются на стульях те, кому нужна индивидуальная помощь педагога.

Личный вклад в общую картину

После изучения блока тем в конце четверти или года педагог хочет увидеть, как восприняли ученики пройденную программу. Наталья Гурская, педагог Сормовского центра детского творчества, сначала изображает весь предметный материал в виде какой-нибудь фигуры: медузы, цветка, солнышка или звезды. На каждом лучике, щупальце, лепестке подписывается название того или иного раздела. Теперь картинка ксерокопируется. Ребенок получает, кроме рисунка, еще и стикеры красного и зеленого цвета. Теперь с их помощью ученику предстоит ответить на два вопроса: что мне было интересно в этом месяце (четверти) и что давалось с трудом? Если приклеить стикер внутри лучика (щупальца) темы – это равнозначно «да». Мне было трудно (красный стикер) разбираться с дробями. Мне было интересно (зеленый стикер) чертить геометрические фигуры. Стикер, приклеенный за контурами фигуры, означает «нет». Если ответ «и не то чтобы да, и не то чтобы нет», стикер клеится на границе фигуры. Собрав листочки, педагог видит и общую картину класса, и проблемы каждого ребенка.

Рейтинг@Mail.ru